Министерство труда, Федеральная служба государственной статистики (Росстат) и органы законодательной власти начали обсуждение корректировок, которые могут быть внесены в статистический учет рождений в России. Об этом РБК сообщил федеральный чиновник и подтвердил источник, знакомый с ходом консультаций.
Катализатором дискуссии выступило включение в KPI для губернаторов в конце 2024 года суммарного коэффициента рождаемости — показателя, отражающего, сколько в среднем родила бы одна женщина на протяжении всего репродуктивного периода при сохранении в каждом возрасте уровня рождаемости отчетного года. Текущий же учет новорожденных позволяет отдельным регионам завышать статистику за счет «гостевых рождений» — когда родители приезжают из другого субъекта и регистрируют рождение ребенка по месту нахождения роддома, а не по своему фактическому месту жительства. Особо актуальна эта проблема для столичных агломераций — Москвы с Подмосковьем и Санкт-Петербурга с Ленобластью, подтверждают демографы.
В экспериментальном режиме Росстат уже ведет расчет демографических показателей (рождение, смертность, браки и разводы) с возможной привязкой к месту регистрации, сообщили РБК в статслужбе. «Однако о качестве этих данных можно будет сказать лишь после их тщательного анализа», — указали там. При экспериментальных расчетах есть некоторые методологические сложности: например, при учете демографических событий у иностранных граждан, не имеющих постоянной регистрации, и лиц, у которых место жительства не указано, отметили в Росстате.
РБК направил запрос в Минтруд.
Речь идет о корректировке именно статистического учета рождений, пояснил один из собеседников РБК. «Если семье по каким-то причинам хочется, чтобы местом регистрации рождения ребенка (эта информация отражается, например, в свидетельстве о рождении. — РБК) был конкретный субъект, — пожалуйста. Вопрос в том, как Росстат это учитывает», — отметил он.
На сегодняшний день регистрация рождения производится по выбору семьи — по месту рождения ребенка или по месту жительства родителей. Это происходит на основании медицинского свидетельства о рождении, выданного родильным домом или больницей и устанавливающего факт и время рождения ребенка.
Методология учета родившихся между регионами России формируется Росстатом на основе данных о месте регистрации рождения — то есть о принадлежности к тому или иному территориальному органу загс, который зарегистрировал рождение ребенка, пояснили РБК в Росстате. При этом акты гражданского состояния, на основании которых происходит учет родившихся, не содержат информации об адресе фактического проживания, уточнили там.
Регистрация рождения производится по заявлению родителей, и фактически они могут зарегистрировать его там, где пожелают, говорит демограф Игорь Ефремов. «Далеко не всегда в ситуации, когда ребенок рождается не в регионе постоянного проживания матери, он попадает в статистику рождаемости региона рождения. Только если родители зарегистрируют рождение в загсе по месту проживания, оно попадет в статистику «правильного» региона», — уточнил он.
Собеседники РБК, участвующие в обсуждении корректировок статистической методологии, назвали действующий подход, позволяющий регистрировать ребенка по месту нахождения роддома, несправедливым. «Ведь какой-то другой регион принимал меры к тому, чтобы побудить женщину к беременности, какой-то другой регион вкладывал деньги в медицинское обеспечение этой женщины на этапе ее беременности, и какой-то другой регион будет сопровождать ее ребенка, выплачивать меры поддержки, которые в связи с рождением ребенка появятся», — перечислил доводы один из них.
В результате несколько дней или неделя, проведенные женщиной в роддоме, могут «обнулить усилия всей региональной управленческой команды», констатировал источник РБК. Поэтому, по его словам, сейчас заинтересованные ведомства ведут дискуссию о том, как скорректировать этот дисбаланс.
Другой источник РБК отметил, что информацию о готовящемся изменении методологии уже довели до регионов. Им предложили оценить, какой процент рождений они потеряют или приобретут в результате корректировок, и донастроить меры демографической политики с учетом этого.
В нормальных условиях женщины, живущие возле границ своих регионов, часто рожают в соседнем, если до роддома там проще и быстрее добираться, говорит Ефремов. При этом на регистрацию рождения в загсе закон отводит месяц. Этого достаточно, чтобы в случае рождения ребенка за пределами региона постоянного жительства родители вернулись домой и зарегистрировали его по месту проживания, говорит эксперт.
Однако в реальности далеко не все родители идут по этому пути, и многие регионы способствуют тому, чтобы ребенок был зарегистрирован по месту рождения, не совпадающему с местом проживания, констатирует Ефремов. «Фактически многие регионы стремятся сделать регистрацию ребенка при рождении на своей территории максимально быстрой. И если поток инорегиональных рожениц в субъекте большой, быстрая выдача местной регистрации рождения искусственно повышает рождаемость», — указывает он.
В некоторых регионах это приводит к большим искажениям, говорит Ефремов. «Самые яркие примеры — пары регионов Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область. В областях тут рождаемость фактически выше той, что мы видим в статистике, а в федеральных городах фактическая рождаемость значительно ниже, особенно в Москве», — отмечает он.
По данным Росстата, в 2024 году в Москве было зафиксировано 120,2 тыс. рождений против 71,4 тыс. в Московской области, при этом по сравнению с предыдущим годом в области число новорожденных снизилось сильнее, чем в Москве: на 1,8% против 0,4%. В Ленинградской области число родившихся за год составило 11,8 тыс. человек, в то время как в Санкт-Петербурге оно оказалось более чем в четыре раза выше и составило 47,1 тыс.
В Москве более 40% рождений приходится на «гостевые», указывает демограф Алексей Ракша. По его словам, текущий учет действительно сложно назвать справедливым, потому что регионы «переманивают друг у друга рожениц выплатами и подарками», в результате чего статистика искажается и на ее основе сложно делать какие-либо выводы.
«В Москве это подарочный набор или единовременная выплата в размере 20 тыс. руб. При этом доступна выездная регистрация: прямо в роддом приходит сотрудник загса, чтобы зарегистрировать ребенка «не отходя от кассы», — отмечает демограф, добавляя, что у такого ребенка в свидетельстве о рождении будет стоять Москва и он попадет в статистику Москвы.
Аналогичные тенденции, хоть и в меньших масштабах, наблюдаются в паре регионов Краснодарский край — Адыгея (потому что значительная часть населения Адыгеи живет фактически в агломерации Краснодара), добавляет Ефремов. Есть также вероятность этого и в Хакасии, куда ездят рожать многие жители соседних районов Красноярского края (прежде всего Минусинска), потому что там находится ближайший перинатальный центр. Кроме того, вполне возможно, что подобное происходит в паре Севастополь и Республика Крым, допускает демограф.
Подобное завышение влияет не только на абсолютное число рождений, говорит Ефремов. «Суммарный коэффициент рождаемости (и другие относительные показатели) считаются исходя из численности женщин детородного возраста в этом регионе. То есть когда в статистику региона попадают «чужие» рождения, но в его населении эти «чужие» матери не учитываются, то также искусственно завышаются и относительные показатели рождаемости (которые теперь находятся в перечне показателей для оценки работы губернаторов и в индикаторах нацпроектов и достижения национальных целей)», — указывает Ефремов. Помимо этого, информация о точном количестве населения в регионе влияет на расчет бюджетной обеспеченности и распределение федеральных трансфертов, указывали в Совете Федерации.
Согласно указу о национальных целях развития, суммарный коэффициент рождаемости в России должен вырасти до 1,6 к 2030 году и до 1,8 к 2036 году. По итогам 2024 года показатель составил 1,41, следует из данных Росстата.
Нужно фиксировать рождение по месту постоянного проживания матери, считает Ракша. «Тогда это будет соответствовать действительности и со всех точек зрения будет более правильным», — полагает он.
В российских статистических данных о рождении уже имеются сведения о месте регистрации родителей, говорит Ефремов. «То есть необходимые данные для перехода на новую методику учета уже есть, но их заполняемость родителями неполная (заполняется по желанию родителей)», — указывает он.
В относительно недавней российской истории уже не раз менялась методология статистического учета отдельных демографических показателей, отмечает Ефремов. «И каждый раз это создавало большие проблемы для анализа статистики и серьезно снижало качество статистики как минимум на один-два года. Переход на новую методологию сделает временные ряды статистических данных несопоставимыми», — предупреждает он.
В частности, корректировкам подвергался учет мигрантов: с 2011 года Росстат перешел на текущую методологию учета мигрантов, в 2021 году на фоне пандемии были продлены сроки временной регистрации иностранных граждан, а в 2024 году Росстат стал получать данные из МВД в электронном формате на ежедневной основе. На фоне изменений в 2024 году миграционный прирост в России составил 568,5 тыс. человек (номинально это максимум с 1995 года).
Кроме того, важно учитывать, что многие россияне живут за пределами региона своей регистрации. «Когда у таких россиян рождается ребенок, регистрацию его в загсе по месту регистрации матери можно в какой-то степени считать неправильной, поскольку мать там фактически не живет», — говорит Ефремов.
То есть если перейти на методику учета рождений по месту регистрации матери, то все равно сохранится несправедливость в распределении рождений между регионами, но теперь уже наоборот — регионы, в которых люди прописаны, но фактически давно не живут, будут «воровать» рождения из статистики тех регионов, где люди фактически постоянно живут, хоть и без регистрации, и рожают там детей, заключает Ефремов.
Катализатором дискуссии выступило включение в KPI для губернаторов в конце 2024 года суммарного коэффициента рождаемости — показателя, отражающего, сколько в среднем родила бы одна женщина на протяжении всего репродуктивного периода при сохранении в каждом возрасте уровня рождаемости отчетного года. Текущий же учет новорожденных позволяет отдельным регионам завышать статистику за счет «гостевых рождений» — когда родители приезжают из другого субъекта и регистрируют рождение ребенка по месту нахождения роддома, а не по своему фактическому месту жительства. Особо актуальна эта проблема для столичных агломераций — Москвы с Подмосковьем и Санкт-Петербурга с Ленобластью, подтверждают демографы.
В экспериментальном режиме Росстат уже ведет расчет демографических показателей (рождение, смертность, браки и разводы) с возможной привязкой к месту регистрации, сообщили РБК в статслужбе. «Однако о качестве этих данных можно будет сказать лишь после их тщательного анализа», — указали там. При экспериментальных расчетах есть некоторые методологические сложности: например, при учете демографических событий у иностранных граждан, не имеющих постоянной регистрации, и лиц, у которых место жительства не указано, отметили в Росстате.
РБК направил запрос в Минтруд.
Речь идет о корректировке именно статистического учета рождений, пояснил один из собеседников РБК. «Если семье по каким-то причинам хочется, чтобы местом регистрации рождения ребенка (эта информация отражается, например, в свидетельстве о рождении. — РБК) был конкретный субъект, — пожалуйста. Вопрос в том, как Росстат это учитывает», — отметил он.
На сегодняшний день регистрация рождения производится по выбору семьи — по месту рождения ребенка или по месту жительства родителей. Это происходит на основании медицинского свидетельства о рождении, выданного родильным домом или больницей и устанавливающего факт и время рождения ребенка.
Методология учета родившихся между регионами России формируется Росстатом на основе данных о месте регистрации рождения — то есть о принадлежности к тому или иному территориальному органу загс, который зарегистрировал рождение ребенка, пояснили РБК в Росстате. При этом акты гражданского состояния, на основании которых происходит учет родившихся, не содержат информации об адресе фактического проживания, уточнили там.
Регистрация рождения производится по заявлению родителей, и фактически они могут зарегистрировать его там, где пожелают, говорит демограф Игорь Ефремов. «Далеко не всегда в ситуации, когда ребенок рождается не в регионе постоянного проживания матери, он попадает в статистику рождаемости региона рождения. Только если родители зарегистрируют рождение в загсе по месту проживания, оно попадет в статистику «правильного» региона», — уточнил он.
Собеседники РБК, участвующие в обсуждении корректировок статистической методологии, назвали действующий подход, позволяющий регистрировать ребенка по месту нахождения роддома, несправедливым. «Ведь какой-то другой регион принимал меры к тому, чтобы побудить женщину к беременности, какой-то другой регион вкладывал деньги в медицинское обеспечение этой женщины на этапе ее беременности, и какой-то другой регион будет сопровождать ее ребенка, выплачивать меры поддержки, которые в связи с рождением ребенка появятся», — перечислил доводы один из них.
В результате несколько дней или неделя, проведенные женщиной в роддоме, могут «обнулить усилия всей региональной управленческой команды», констатировал источник РБК. Поэтому, по его словам, сейчас заинтересованные ведомства ведут дискуссию о том, как скорректировать этот дисбаланс.
Другой источник РБК отметил, что информацию о готовящемся изменении методологии уже довели до регионов. Им предложили оценить, какой процент рождений они потеряют или приобретут в результате корректировок, и донастроить меры демографической политики с учетом этого.
В нормальных условиях женщины, живущие возле границ своих регионов, часто рожают в соседнем, если до роддома там проще и быстрее добираться, говорит Ефремов. При этом на регистрацию рождения в загсе закон отводит месяц. Этого достаточно, чтобы в случае рождения ребенка за пределами региона постоянного жительства родители вернулись домой и зарегистрировали его по месту проживания, говорит эксперт.
Однако в реальности далеко не все родители идут по этому пути, и многие регионы способствуют тому, чтобы ребенок был зарегистрирован по месту рождения, не совпадающему с местом проживания, констатирует Ефремов. «Фактически многие регионы стремятся сделать регистрацию ребенка при рождении на своей территории максимально быстрой. И если поток инорегиональных рожениц в субъекте большой, быстрая выдача местной регистрации рождения искусственно повышает рождаемость», — указывает он.
В некоторых регионах это приводит к большим искажениям, говорит Ефремов. «Самые яркие примеры — пары регионов Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область. В областях тут рождаемость фактически выше той, что мы видим в статистике, а в федеральных городах фактическая рождаемость значительно ниже, особенно в Москве», — отмечает он.
По данным Росстата, в 2024 году в Москве было зафиксировано 120,2 тыс. рождений против 71,4 тыс. в Московской области, при этом по сравнению с предыдущим годом в области число новорожденных снизилось сильнее, чем в Москве: на 1,8% против 0,4%. В Ленинградской области число родившихся за год составило 11,8 тыс. человек, в то время как в Санкт-Петербурге оно оказалось более чем в четыре раза выше и составило 47,1 тыс.
В Москве более 40% рождений приходится на «гостевые», указывает демограф Алексей Ракша. По его словам, текущий учет действительно сложно назвать справедливым, потому что регионы «переманивают друг у друга рожениц выплатами и подарками», в результате чего статистика искажается и на ее основе сложно делать какие-либо выводы.
«В Москве это подарочный набор или единовременная выплата в размере 20 тыс. руб. При этом доступна выездная регистрация: прямо в роддом приходит сотрудник загса, чтобы зарегистрировать ребенка «не отходя от кассы», — отмечает демограф, добавляя, что у такого ребенка в свидетельстве о рождении будет стоять Москва и он попадет в статистику Москвы.
Аналогичные тенденции, хоть и в меньших масштабах, наблюдаются в паре регионов Краснодарский край — Адыгея (потому что значительная часть населения Адыгеи живет фактически в агломерации Краснодара), добавляет Ефремов. Есть также вероятность этого и в Хакасии, куда ездят рожать многие жители соседних районов Красноярского края (прежде всего Минусинска), потому что там находится ближайший перинатальный центр. Кроме того, вполне возможно, что подобное происходит в паре Севастополь и Республика Крым, допускает демограф.
Подобное завышение влияет не только на абсолютное число рождений, говорит Ефремов. «Суммарный коэффициент рождаемости (и другие относительные показатели) считаются исходя из численности женщин детородного возраста в этом регионе. То есть когда в статистику региона попадают «чужие» рождения, но в его населении эти «чужие» матери не учитываются, то также искусственно завышаются и относительные показатели рождаемости (которые теперь находятся в перечне показателей для оценки работы губернаторов и в индикаторах нацпроектов и достижения национальных целей)», — указывает Ефремов. Помимо этого, информация о точном количестве населения в регионе влияет на расчет бюджетной обеспеченности и распределение федеральных трансфертов, указывали в Совете Федерации.
Согласно указу о национальных целях развития, суммарный коэффициент рождаемости в России должен вырасти до 1,6 к 2030 году и до 1,8 к 2036 году. По итогам 2024 года показатель составил 1,41, следует из данных Росстата.
Нужно фиксировать рождение по месту постоянного проживания матери, считает Ракша. «Тогда это будет соответствовать действительности и со всех точек зрения будет более правильным», — полагает он.
В российских статистических данных о рождении уже имеются сведения о месте регистрации родителей, говорит Ефремов. «То есть необходимые данные для перехода на новую методику учета уже есть, но их заполняемость родителями неполная (заполняется по желанию родителей)», — указывает он.
В относительно недавней российской истории уже не раз менялась методология статистического учета отдельных демографических показателей, отмечает Ефремов. «И каждый раз это создавало большие проблемы для анализа статистики и серьезно снижало качество статистики как минимум на один-два года. Переход на новую методологию сделает временные ряды статистических данных несопоставимыми», — предупреждает он.
В частности, корректировкам подвергался учет мигрантов: с 2011 года Росстат перешел на текущую методологию учета мигрантов, в 2021 году на фоне пандемии были продлены сроки временной регистрации иностранных граждан, а в 2024 году Росстат стал получать данные из МВД в электронном формате на ежедневной основе. На фоне изменений в 2024 году миграционный прирост в России составил 568,5 тыс. человек (номинально это максимум с 1995 года).
Кроме того, важно учитывать, что многие россияне живут за пределами региона своей регистрации. «Когда у таких россиян рождается ребенок, регистрацию его в загсе по месту регистрации матери можно в какой-то степени считать неправильной, поскольку мать там фактически не живет», — говорит Ефремов.
То есть если перейти на методику учета рождений по месту регистрации матери, то все равно сохранится несправедливость в распределении рождений между регионами, но теперь уже наоборот — регионы, в которых люди прописаны, но фактически давно не живут, будут «воровать» рождения из статистики тех регионов, где люди фактически постоянно живут, хоть и без регистрации, и рожают там детей, заключает Ефремов.