РБК РЭЦ назвал ниши, где экспорт из России может потеснить европейцев

Российские экспортеры могут потеснить европейских производителей в некоторых торговых нишах на фоне негативных процессов в экономиках стран Евросоюза. В частности, речь идет о бумаге, кондитерских изделиях, запорной арматуре и некоторых видах мебели. Такие выводы озвучили аналитики Российского экспортного центра (РЭЦ, входит в ВЭБ.РФ) на вебинаре для экспортеров «Кризис в промышленности Европы — создаст ли он возможности для российских экспортеров» (РБК следил за трансляцией).

На ЕС и Великобританию вместе приходится более 30% мирового экспорта, а если смотреть только на несырьевые товары, их доля будет еще больше. Одновременно они находятся в лидерах по снижению доли в мировой торговле. Так, с 2010 года к 2023-му доля ЕС в мировом экспорте сократилась с 30,9 до 29,4%, а доля Великобритании, которая до 2020 года была членом Евросоюза, — с 2,8 до 2,2%, следует из данных РЭЦа. В 2023 году почти половина европейских стран столкнулась с падением ВВП. По итогам 2024 года экономика Австрии сократилась на 1,2%, Латвии — на 0,4%, Эстонии — на 0,3%, Германии — на 0,2% (сокращение второй год подряд), Финляндии — на 0,1%, следует из апрельских данных МВФ. Немецкое правительство на этой неделе понизило прогноз по росту экономики страны в 2025 году до нуля (с 0,3% ранее).

Хотя значимого падения экспорта из ЕС в стоимостном выражении не наблюдается, проблемы в промышленности должны отражаться в товарной структуре европейского экспорта, отмечают в РЭЦе. «В структуре экспорта ярко выражено замещение одной товарной номенклатуры другой за 20 лет», — констатирует экспортный институт. Среди самых быстрорастущих товарных групп экспорта из Европы (при сравнении 2008 года с 2023-м) аналитики называют драгоценные металлы (+175%), вооружение (+73%), корма для сельскохозяйственных животных (+50%), фармацевтическую продукцию (+48%), готовое продовольствие (+33%).

Наибольшее сокращение за эти 15 лет произошло в следующих товарных категориях (без учета долларовой инфляции):

РЭЦ сопоставил данные о том, в каких товарных группах просел экспорт из Европы, с данными о том, в каких группах общий мировой экспорт, напротив, вырос. В этих нишах в теории Россия «могла бы потеснить европейцев», предполагают аналитики центра. Они выделяют три группы товарных категорий, где доля европейских поставок сокращается.

Но товаров, где российские экспортеры потенциально могли бы преуспеть на фоне падения европейских поставок, гораздо больше, а это лишь самые яркие примеры, уточнили в РЭЦе. Там также отметили, что экспортерам нецелесообразно считать перспективными товарные группы, если они на протяжении последних 15 лет демонстрировали негативную динамику поставок из России. «Даже самый перспективный товар с точки зрения темпов нерелевантен для России, если у нас нет практики по наращиванию его экспорта, пусть и на коротком временном отрезке», — пояснили в организации.

В целом страны, представляющие экспортный интерес для российского бизнеса в связи с трансформацией экспорта из ЕС, совпадают с общей оценкой наиболее перспективных рынков, отмечает РЭЦ. Это регион MENA (Middle East & North Africa, объединяет страны Северной Африки и Ближнего Востока), Южная и Юго-Восточная Азия, отдельные страны Африки. Возможности расширения, обусловленные трансформацией экспорта из Европы, связаны преимущественно с товарами средних и высоких переделов, а не сырья, указывают аналитики центра.

«Надо стремиться наращивать высокие переделы. Сейчас в основном у нас экспортируется продукция среднего передела, например продукция АПК. Те товары, которые дают многомиллиардные объемы в мировой торговле — ширпотреб, бытовая техника, — тут нам пока трудно конкурировать, пока стоят задачи импортозамещения этих товаров», — уточнил директор по экспортной политике и анализу РЭЦа Михаил Снег.

По данным РЭЦа, перспективные для России товарные ниши можно найти в Ираке, Таиланде, Индонезии, Малайзии, Омане, Индии, Вьетнаме, Ливии, Египте, Саудовской Аравии, Пакистане.

Например, РЭЦ выделяет категорию запорной арматуры: потенциал собственного производства и импортозамещения в этой категории трактуется как один из самых привлекательных, при этом есть несколько стран, на которые есть смысл обратить внимание, — объемы импорта там весьма велики, и фиксируется сокращение или стагнация доли ЕС. РЭЦ, в частности, указывает на Индию, ОАЭ и Индонезию. В ОАЭ доля ЕС в импорте запорной арматуры сократилась с 40% в 2008 году до 18% в 2023-м.

«Видим рост поставок [запорной арматуры в Эмираты] из Китая, но он не такой драматический, как в других отраслях, растут США, появилась и растет Индия, достаточно велика доля других поставщиков. Из России поставок запорной арматуры в ОАЭ, как и в Индонезию, практически нет. Для Индии Россия находится в конце второй десятки поставщиков запорной арматуры», — сказал руководитель проекта по развитию экспортных аналитических систем РЭЦа Георгий Семенов.

В случае с прочими пищевыми продуктами (сюда входит, в частности, детское питание) российским производителям придется конкурировать с транснациональными компаниями, но, несмотря на это, у направления «колоссальный потенциал», оценивают в РЭЦе. В качестве ключевых направлений для этой группы товаров аналитики выделяют Китай (пока доля России в импорте Китая этой категории составляет порядка 0,1%), Вьетнам и Саудовскую Аравию, на рынке которой (при большом импорте из ЕС) появляются новые игроки — ОАЭ, Индия, Новая Зеландия.

В исследовании РЭЦ рассматриваются общие условия наличия экспортного потенциала, среди таких условий можно выделить прежде всего наличие спроса на рынке сбыта и его ожидаемую динамику (которая, в свою очередь, зависит, например, от прогнозов по росту ВВП страны-покупателя), указывает ведущий научный сотрудник РАНХиГС Александр Фиранчук. Вторым важным условием является наличие предложения со стороны России — соответствующие товары или технологически схожая продукция уже должны поставляться на внешние рынки, отмечает он. «Кроме того, для развития экспорта критично, чтобы страна-партнер в принципе торговала с Россией и имела устойчивые каналы взаимодействия — здесь большую роль играют географическая близость и состояние политических отношений», — отмечает Фиранчук.

Сейчас из-за санкционного давления России объективно сложнее наращивать экспорт более технологичных товаров, особенно в тех случаях, когда их производство требует доступа к современным технологиям, добавляет эксперт. «Россия скорее будет конкурировать на внешних рынках со странами, находящимися на сопоставимом уровне технологического развития, а не с наиболее развитыми экономиками», — считает он.

Перспективы вытеснения европейских поставщиков выше в продукции первичной переработки, включая пищевую и целлюлозно-бумажную, считает независимый промышленный эксперт Максим Шапошников. «Заменить ЕС в поставках проката, ферросплавов нам активно будет мешать Китай, который в настоящий момент девальвирует свою валюту для борьбы с американскими санкциями», — предупреждает он. Шапошников добавляет, что европейские товары во многом имеют качественный бренд, «заслужить такое же восприятие среди покупателей может не получиться».

Среди наиболее перспективных ниш по-прежнему остаются пищевые продукты, продукция агропромышленного комплекса, различные металлические конструкции и арматура, подтверждает выводы РЭЦ вице-президент Ассоциации экспортеров и импортеров Артур Леер. «Эти направления демонстрируют устойчивый рост и позволяют как расширять географию присутствия, так и наращивать объемы поставок на фоне роста общемирового спроса», — поясняет он.

У России сохраняются значительные перспективы наращивания экспорта товаров, по которым уже сформированы стабильные позиции на внешних рынках, указывает Фиранчук. Речь, по его словам, в первую очередь идет об удобрениях, продукции деревообработки, черных и цветных металлах, а также о продукции АПК (зерно, подсолнечное масло).

Верхнеуровневая аналитика дает только общее представление о потенциале ниш, но не позволяет увидеть полную картину, предупреждает Леер. «Для выбора конкретных направлений и расчета объемов экспорта необходимо оценивать не только спрос, но и действия конкурентов из других стран, их ценовые предложения и качество продукции», — указывает он.

 
Назад
Сверху