РБК Демилитаризация: что это, как проходит и примеры демилитаризованных стран

Содержание:

Демилитаризация
— это процесс сокращения или ликвидации вооруженных сил, оружия и военной техники. Она может касаться как региона, так и целой страны или территории. Демилитаризация может проводиться по решению международных организаций, в рамках мирных соглашений или как часть миротворческих усилий.

Идеи демилитаризации возникли в XIX веке, когда по мере совершенствования летальных вооружений и создания массовых призывных армий страны пытались минимизировать разрушительные последствия военных конфликтов. Один из ранних примеров — завершивший Крымскую войну (1853-1856) Парижский мир, предусматривавший «нейтрализацию» Черного моря и запрет для прохода через черноморские проливы военных кораблей.

Идея получила дальнейшее развитие в годы Первой мировой войны, которая сопровождалась беспрецедентной милитаризацией воюющих стран и привела к гибели более 9 млн человек. В результате Версальского мирного договора 1919 года Германия была обязана сократить численность армии с 5 млн до 100 тыс., уничтожить большинство укреплений, отказаться от военно-воздушных и военно-морских сил. Кроме того, на границе с Францией, Бельгией и Нидерландами создавалась демилитаризованная Рейнская зона, которая распространялась на все левобережье Рейна и на полосу шириной в 50 км на его правом берегу. В 1925 году Германией, Бельгией, Францией, Италией и Великобританией был заключен так называемый Рейнский пакт, предусматривавший сохранение Рейнской демилитаризованной зоны, неприкосновенность границ Германии с Францией и Бельгией (по состоянию на 1919-й) и взаимные обязательства не применять силу в отношении друг друга.

После войны Лига Наций сосредоточила свои усилия на запрете военных действий как средстве разрешения международных противоречий и продолжала искать способы сокращения вооружений. Среди значимых соглашений — Вашингтонское 1922 года (ограничило морские вооружения) и Женевский протокол 1928 года (запрещал химическое оружие). Однако эти и другие меры не смогли снизить напряженность в Европе и предотвратить милитаризацию Германии, что в конечном счете привело к новой мировой войне. По ее итогам Германия и Япония прошли процесс демилитаризации под контролем держав-победительниц. Однако в связи с началом холодной войны и конфликта в Корее (1950-1953) началась частичная ремилитаризация этих стран: в 1954 году были сформированы силы самообороны Японии, а годом позже воссозданы и вооруженные силы Западной Германии (бундесвер), в том же году страна вступила в военный блок НАТО.

Эта работа проводится в несколько этапов.

Демилитаризация — одна из мер укрепления доверия между государствами или народами, поскольку она потенциально сокращает вероятность агрессии и снижает вероятность возобновления в будущем военных действий в результате пограничных конфликтов или провокаций. Однако демилитаризация может создавать уязвимости, если страна не имеет надежных гарантий безопасности или союзников. Кроме того, в нестабильных и слаборазвитых регионах создание демилитаризованных зон может спровоцировать вакуум власти, используемый незаконными вооруженными формированиями. В частности, в начале 2010-х годов демилитаризованная зона на северо-востоке Синая стала очагом террористической активности, что потребовало ввод на полуостров значительных военных и полицейских сил.

Некоторые демилитаризованные зоны или районы прекратили свое существование. Среди них — Вьетнамская демилитаризованная зона (существовала с 1954 года до объединения Вьетнама, проходила по 17-й параллели по реке Бенхай), зона Эль-Кагуан (существовала в 1999-2002 году на юге Колумбии для деэскалации конфликта между правительством и коммунистическими партизанами). Ряд зон существует номинально и фактически не функционирует. Среди них — «Безопасная демилитаризованная пограничная зона» (англ. Safe Demilitarized Border Zone — SDBZ) на границе Судана и Южного Судана. Она была создана в сентябре 2012 года вскоре после разделения Судана, ее ширина — 10 км по обе стороны границы. Реализация зоны постоянно откладывается из-за внутренних и пограничных конфликтов двух стран.

Международные организации, такие как ООН и ОБСЕ, играют ключевую роль в контроле за демилитаризацией, помогая разрабатывать соглашения, направлять миссии и инспекторов для проверки выполнения условий. Они также выступают посредниками при переговорах об уничтожении оружия и отводе военных. НАТО также участвует в миротворческих миссиях, контролируя демилитаризацию в постконфликтных регионах.

Ключевой инструмент ООН в контроле за демилитаризацией — это миротворческие силы. Например, миссия ЮНИФИЛ с 1978 года контролирует демилитаризованную зону на границе Израиля и Ливана.

 
Назад
Сверху