1 апреля в Хорватии после 17-летнего перерыва возобновилась постановка граждан на воинский учет. Решение возобновить обязательную срочную службу власти страны приняли в августе 2024-го на фоне повышенной напряженности в Европе, связанной с российской военной операцией на Украине и признаками эскалации на Балканах. Сейчас в Загребе отмечают, что грядущий призыв «не связан с какими-либо чрезвычайными обстоятельствами или текущей геополитической ситуацией».
Возобновить срочную службу с 2024 года решили и в Латвии. Власти балтийской страны объяснили, что она должна обеспечить себе обороноспособность на случай, «если Россия внезапно нападет, а НАТО не сможет это предотвратить». В 2025 году в Латвии планируется призвать около 1 тыс. человек, а позже достичь показателя в 4 тыс. призывников ежегодно.
В опубликованном в марте докладе Европарламента отмечается, что в последние годы воинский призыв все активнее возвращается в европейскую повестку. «Растущие угрозы в области европейской безопасности, опасения ввиду трансатлантического размежевания, а также позиция новой администрации США и потенциальные мирные планы для Украины, включающие присутствие европейских войск, побудили дискуссии о необходимости подготовки вооруженных сил государств-членов к самым экстремальным военным непредвиденным обстоятельствам», — отмечают авторы.
Воинская повинность, как и другие темы, связанные с обороной и безопасностью, входит в национальную компетенцию стран — членов ЕС. В основном оборона в государствах блока осуществляется профессиональными военными. В докладе Европарламента отмечается, что до обострения украинского кризиса в ЕС наблюдался тренд на сокращение численности вооруженных сил. В отчете Европейской организации военных ассоциаций и профсоюзов (EUROMIL) за 2020 год заявлено, что две трети из 15 исследованных европейских стран сократили численность личного состава своих вооруженных сил в период с 2010 по 2020 год. Фактическая численность личного состава сократилась в среднем на 16%, но на 26,5% в Бельгии и на 25% в Германии.
Сейчас наметилась иная тенденция. «Поскольку европейцы осознают необходимость превратить геополитическое пробуждение ЕС в более постоянную стратегическую позицию, поддержание сильной и устойчивой военной силы имеет важное значение», — продолжают авторы доклада.
Сегодня призыв действует в десяти государствах — членах блока — в Австрии, Дании, Эстонии, Финляндии, Греции, Латвии, Литве, Швеции, Хорватии и на Кипре. Некоторые страны блока, включая Финляндию и Грецию, сохранили практику военного призыва после окончания холодной войны. Другие вновь ввели разные форматы срочной службы после присоединения Крыма Россией (Литва в 2015-м и Швеция в 2017-м) или уже на фоне начавшейся в феврале 2022-го российской военной операции на Украине (Латвия и Хорватия).
Стоит отметить, что форма призыва различна. Всеобщая обязательная служба действует, например, в Австрии, Эстонии, Финляндии, Греции и на Кипре. Дания, Латвия и Литва используют лотерейный принцип отбора призывников, применяя для этого специальное программное обеспечение с генератором случайных чисел. В Швеции действует система воинской повинности для отдельных граждан (Selective Service System) — в армию берут самых подходящих по физическим и психологическим параметрам. Вместе с тем все государства ЕС с активной системой призыва признают права граждан, отказывающихся от военной службы по убеждениям, и предлагают им альтернативную службу.
Только в Швеции воинская повинность распространяется и на мужчин, и на женщин. Власти Дании обсуждают возможность ввести женскую воинскую повинность с 2026 года. С 2028 года такая обязанность может появиться и у женщин в Латвии. Добровольно они могут поступать на военную службу в Австрии, Дании, Эстонии, Финляндии, Латвии и Литве (соответствующие законопроекты обсуждаются властями Греции и Кипра).
Франция отменила обязательную военную службу в 1996-м, Германия в 2011-м, в Исландии нет постоянной армии, а в Ирландии с момента провозглашения независимости была только добровольная служба. Однако актуальность этих решений сейчас активно обсуждается.
Возвращение срочной службы стало одной их самых горячих тем коалиционных переговоров в ФРГ. Одержавший победу на выборах блок ХДС/ХСС еще в своей предвыборной программе обещал рассмотреть такую возможность. Христианские демократы настаивают на возможности призыва 18-летних в свете «масштабной угрозы» со стороны России. Выступающие в роли младших партнеров социал-демократы согласны с оценкой международной ситуации, но настаивают на добровольной службе. И.о. министра обороны Борис Писториус в прошлом году предложил план по привлечению молодых людей в бундесвер по аналогии со шведской системой, который предполагал рассылку писем всем достигшим совершеннолетия немцам (мужчинам и женщинам) с приглашением рассмотреть возможность прохождения базовой военной службы продолжительностью в шесть месяцев с возможностью ее продления до 17 месяцев.
Польша, обладающая третьей по численности армией в ЕС и отменившая воинскую повинность в 2008 году, недавно объявила о планах вернуть всеобщую военную подготовку. Речь идет о добровольной программе, предполагающей систему «мотиваций и стимулирования» для ее участников. По словам премьер-министра Дональда Туска, модель будет разработана до конца 2025 года, «чтобы каждый взрослый мужчина в Польше был обучен на случай войны». В то же время глава правительства подчеркнул, что это не подразумевает возвращение обязательной военной службы.
Министр обороны Бельгии Тео Франкен в конце февраля также заявил о необходимости восстановить военную службу. В интервью RTL он заявил о планах разослать в ноябре письма 120 тыс. бельгийцев в возрасте от 18 до 25 лет с приглашением на «добровольную» службу. Первое поколение новобранцев начнет службу в сентябре 2026 года.
Не исключают возобновление призыва и в Нидерландах — в марте портал NOS со ссылкой на источники сообщил, что министерство обороны страны стремится увеличить численность вооруженных сил более чем в два раза — с 74 тыс. до 200 тыс. человек. По мнению профильных экспертов, достичь этой цели будет трудно без возобновления какой-либо формы обязательной службы. Государственный секретарь Нидерландов по обороне Гейс Туинман заявлял, что восстановление воинской повинности не стоит на повестке дня, но признал, что если ситуация в мире ухудшится, то эту позицию «можно будет пересмотреть».
Президент Франции Эмманюэль Макрон отметил в мартовском интервью La Voix du Nord, что возобновление призыва в стране «не является реалистичным вариантом», поскольку у республики больше нет необходимой логистики. Он пообещал искать другие способы мобилизации гражданского населения с целью увеличить резерв с текущих 40 тыс. до 100 тыс. человек к 2035 году. По словам Макрона, для этого в ближайшее время будет представлен план реформы созданной в 2019 году Универсальной национальной службы (SNU). Не конкретизируя суть этой инициативы, президент Франции отметил, что она позволит молодым добровольцам пополнять ряды вооруженных сил.
В Италии, которая наряду с Францией, Германий и Польшей входит в пятерку стран блока с наибольшей численностью армии, вопрос о возобновлении призыва в прошлом году поднимала входящая в правительство крайне правая партия «Лига Севера». Подготовленный ею законопроект предполагал введение обязательной военной или альтернативной службы для всех граждан в возрасте 18–26 лет сроком на шесть месяцев. Но эта инициатива не нашла поддержки у министра обороны Гвидо Кросетто.
Исключают возобновление призыва и власти Чехии. Премьер-министр республики Петр Фиала заявил, что возвращение к какой-либо форме обязательной военной службы — это неправильный путь. По его словам, правительство будет искать возможность привлечь большее число граждан к службе на добровольной основе. Однако начальник Генерального штаба чешской армии Карел Рехк отметил, что даже после возможного окончания боевых действий на Украине «Россия не станет более дружелюбной или предсказуемой», и потому необходимо и дальше наращивать потенциал армии.
Министр обороны Словении Марьян Шарец заявил в феврале, что страна продвинулась «еще не так далеко», как другие страны Европы, возобновившие обязательную военную службу, но заметил, что говорить об этом переходе в Словении пока «слишком рано».
Что касается отношения граждан европейских стран к срочной службе, то, согласно проведенному в начале марта опросу YouGov, большинство французов (68%) и немцев (58%) поддерживают обязательную военную службу для молодых людей. В Италии мнения разделились — позитивно к возобновлению призыва относятся 49%, против выступают 44%. В Испании большинство (53%) против возвращения обязательной военной службы.
Согласно докладу европейской исследовательской организации BRUEGEL, для подготовки к прямому военному столкновению с Россией без поддержки США Европе понадобилось бы увеличить суммарную численность войск более чем на 300 тыс.человек (в настоящее время с учетом Великобритании она составляет 1,47 млн). Но авторы исследования заявили изданию The Local, что многие европейцы не готовы защищать свои страны на поле боя. «Раздел в этом вопросе между востоком и западом по-прежнему остается проблемой. Мало кто в Западной Европе готов воевать», — отметил один из экспертов. По его мнению, прежде всего властям нужно улучшить национальную обороноспособность, чтобы у граждан не было чувства уязвимости даже в случае ухода американцев.
Возобновить срочную службу с 2024 года решили и в Латвии. Власти балтийской страны объяснили, что она должна обеспечить себе обороноспособность на случай, «если Россия внезапно нападет, а НАТО не сможет это предотвратить». В 2025 году в Латвии планируется призвать около 1 тыс. человек, а позже достичь показателя в 4 тыс. призывников ежегодно.
В опубликованном в марте докладе Европарламента отмечается, что в последние годы воинский призыв все активнее возвращается в европейскую повестку. «Растущие угрозы в области европейской безопасности, опасения ввиду трансатлантического размежевания, а также позиция новой администрации США и потенциальные мирные планы для Украины, включающие присутствие европейских войск, побудили дискуссии о необходимости подготовки вооруженных сил государств-членов к самым экстремальным военным непредвиденным обстоятельствам», — отмечают авторы.
Воинская повинность, как и другие темы, связанные с обороной и безопасностью, входит в национальную компетенцию стран — членов ЕС. В основном оборона в государствах блока осуществляется профессиональными военными. В докладе Европарламента отмечается, что до обострения украинского кризиса в ЕС наблюдался тренд на сокращение численности вооруженных сил. В отчете Европейской организации военных ассоциаций и профсоюзов (EUROMIL) за 2020 год заявлено, что две трети из 15 исследованных европейских стран сократили численность личного состава своих вооруженных сил в период с 2010 по 2020 год. Фактическая численность личного состава сократилась в среднем на 16%, но на 26,5% в Бельгии и на 25% в Германии.
Сейчас наметилась иная тенденция. «Поскольку европейцы осознают необходимость превратить геополитическое пробуждение ЕС в более постоянную стратегическую позицию, поддержание сильной и устойчивой военной силы имеет важное значение», — продолжают авторы доклада.
Сегодня призыв действует в десяти государствах — членах блока — в Австрии, Дании, Эстонии, Финляндии, Греции, Латвии, Литве, Швеции, Хорватии и на Кипре. Некоторые страны блока, включая Финляндию и Грецию, сохранили практику военного призыва после окончания холодной войны. Другие вновь ввели разные форматы срочной службы после присоединения Крыма Россией (Литва в 2015-м и Швеция в 2017-м) или уже на фоне начавшейся в феврале 2022-го российской военной операции на Украине (Латвия и Хорватия).
Стоит отметить, что форма призыва различна. Всеобщая обязательная служба действует, например, в Австрии, Эстонии, Финляндии, Греции и на Кипре. Дания, Латвия и Литва используют лотерейный принцип отбора призывников, применяя для этого специальное программное обеспечение с генератором случайных чисел. В Швеции действует система воинской повинности для отдельных граждан (Selective Service System) — в армию берут самых подходящих по физическим и психологическим параметрам. Вместе с тем все государства ЕС с активной системой призыва признают права граждан, отказывающихся от военной службы по убеждениям, и предлагают им альтернативную службу.
Только в Швеции воинская повинность распространяется и на мужчин, и на женщин. Власти Дании обсуждают возможность ввести женскую воинскую повинность с 2026 года. С 2028 года такая обязанность может появиться и у женщин в Латвии. Добровольно они могут поступать на военную службу в Австрии, Дании, Эстонии, Финляндии, Латвии и Литве (соответствующие законопроекты обсуждаются властями Греции и Кипра).
Франция отменила обязательную военную службу в 1996-м, Германия в 2011-м, в Исландии нет постоянной армии, а в Ирландии с момента провозглашения независимости была только добровольная служба. Однако актуальность этих решений сейчас активно обсуждается.
Возвращение срочной службы стало одной их самых горячих тем коалиционных переговоров в ФРГ. Одержавший победу на выборах блок ХДС/ХСС еще в своей предвыборной программе обещал рассмотреть такую возможность. Христианские демократы настаивают на возможности призыва 18-летних в свете «масштабной угрозы» со стороны России. Выступающие в роли младших партнеров социал-демократы согласны с оценкой международной ситуации, но настаивают на добровольной службе. И.о. министра обороны Борис Писториус в прошлом году предложил план по привлечению молодых людей в бундесвер по аналогии со шведской системой, который предполагал рассылку писем всем достигшим совершеннолетия немцам (мужчинам и женщинам) с приглашением рассмотреть возможность прохождения базовой военной службы продолжительностью в шесть месяцев с возможностью ее продления до 17 месяцев.
Польша, обладающая третьей по численности армией в ЕС и отменившая воинскую повинность в 2008 году, недавно объявила о планах вернуть всеобщую военную подготовку. Речь идет о добровольной программе, предполагающей систему «мотиваций и стимулирования» для ее участников. По словам премьер-министра Дональда Туска, модель будет разработана до конца 2025 года, «чтобы каждый взрослый мужчина в Польше был обучен на случай войны». В то же время глава правительства подчеркнул, что это не подразумевает возвращение обязательной военной службы.
Министр обороны Бельгии Тео Франкен в конце февраля также заявил о необходимости восстановить военную службу. В интервью RTL он заявил о планах разослать в ноябре письма 120 тыс. бельгийцев в возрасте от 18 до 25 лет с приглашением на «добровольную» службу. Первое поколение новобранцев начнет службу в сентябре 2026 года.
Не исключают возобновление призыва и в Нидерландах — в марте портал NOS со ссылкой на источники сообщил, что министерство обороны страны стремится увеличить численность вооруженных сил более чем в два раза — с 74 тыс. до 200 тыс. человек. По мнению профильных экспертов, достичь этой цели будет трудно без возобновления какой-либо формы обязательной службы. Государственный секретарь Нидерландов по обороне Гейс Туинман заявлял, что восстановление воинской повинности не стоит на повестке дня, но признал, что если ситуация в мире ухудшится, то эту позицию «можно будет пересмотреть».
Президент Франции Эмманюэль Макрон отметил в мартовском интервью La Voix du Nord, что возобновление призыва в стране «не является реалистичным вариантом», поскольку у республики больше нет необходимой логистики. Он пообещал искать другие способы мобилизации гражданского населения с целью увеличить резерв с текущих 40 тыс. до 100 тыс. человек к 2035 году. По словам Макрона, для этого в ближайшее время будет представлен план реформы созданной в 2019 году Универсальной национальной службы (SNU). Не конкретизируя суть этой инициативы, президент Франции отметил, что она позволит молодым добровольцам пополнять ряды вооруженных сил.
В Италии, которая наряду с Францией, Германий и Польшей входит в пятерку стран блока с наибольшей численностью армии, вопрос о возобновлении призыва в прошлом году поднимала входящая в правительство крайне правая партия «Лига Севера». Подготовленный ею законопроект предполагал введение обязательной военной или альтернативной службы для всех граждан в возрасте 18–26 лет сроком на шесть месяцев. Но эта инициатива не нашла поддержки у министра обороны Гвидо Кросетто.
Исключают возобновление призыва и власти Чехии. Премьер-министр республики Петр Фиала заявил, что возвращение к какой-либо форме обязательной военной службы — это неправильный путь. По его словам, правительство будет искать возможность привлечь большее число граждан к службе на добровольной основе. Однако начальник Генерального штаба чешской армии Карел Рехк отметил, что даже после возможного окончания боевых действий на Украине «Россия не станет более дружелюбной или предсказуемой», и потому необходимо и дальше наращивать потенциал армии.
Министр обороны Словении Марьян Шарец заявил в феврале, что страна продвинулась «еще не так далеко», как другие страны Европы, возобновившие обязательную военную службу, но заметил, что говорить об этом переходе в Словении пока «слишком рано».
Что касается отношения граждан европейских стран к срочной службе, то, согласно проведенному в начале марта опросу YouGov, большинство французов (68%) и немцев (58%) поддерживают обязательную военную службу для молодых людей. В Италии мнения разделились — позитивно к возобновлению призыва относятся 49%, против выступают 44%. В Испании большинство (53%) против возвращения обязательной военной службы.
Согласно докладу европейской исследовательской организации BRUEGEL, для подготовки к прямому военному столкновению с Россией без поддержки США Европе понадобилось бы увеличить суммарную численность войск более чем на 300 тыс.человек (в настоящее время с учетом Великобритании она составляет 1,47 млн). Но авторы исследования заявили изданию The Local, что многие европейцы не готовы защищать свои страны на поле боя. «Раздел в этом вопросе между востоком и западом по-прежнему остается проблемой. Мало кто в Западной Европе готов воевать», — отметил один из экспертов. По его мнению, прежде всего властям нужно улучшить национальную обороноспособность, чтобы у граждан не было чувства уязвимости даже в случае ухода американцев.