РБК «Яндекс» решил сотрудничать с девелоперами для внедрения «умного» дома

«Яндекс» договаривается с операторами систем «умных» зданий многоквартирных домов о подключении к ним своего виртуального ассистента, а также готовит пакетные предложения для крупных застройщиков, готовых предустанавливать «умный дом» перед сдачей квартир. Для этого IT-компания создала новое направление в команде «Умного дома Яндекса с Алисой», рассказал РБК руководитель команды Александр Тимченко.

По его словам, застройщики-партнеры будут продавать пакеты «умных» устройств вместе с готовой квартирой или в качестве дополнительной опции. Устройства, требующие установки на этапе ремонта (например, «умные» реле для управления светом) будут предустановлены. Пять лет назад «Яндекс» уже анонсировал проекты с девелоперами ПИК и «А101», но тогда они ограничивались квартирой. Сейчас же сотрудничество позволит управлять шлагбаумами во дворе, домофоном и др. инфраструктурой вне квартиры.

По словам Тимченко, в ближайшее время «Яндекс» запустит первый пилотный проект с застройщиком. Детали он не раскрыл, но источник РБК, знакомый с планами компании, рассказал, что она ведет переговоры с пятью застройщиками, в том числе MR Group и ПИК, и планирует оснастить от 100 тыс. до 200 тыс. квартир к 2030 году. Также «Яндекс» договорился о сотрудничестве с разработчиком софта и аппаратных решений для «умных» зданий Ujin и компанией, разрабатывающей приложение для «умного» дома «Спутник», рассказал собеседник.

Представитель «Яндекса» подтвердил планы сотрудничества с MR Group. «Владельцы квартир смогут получать комплекты девайсов при покупке и управлять ими с помощью «Алисы», — отметил он. Представители MR Group и компании «Юникорн» (разработчик Ujin) также подтвердили сотрудничество, но детали не раскрыли. Представитель ПИКа отказался от комментариев.

Гендиректор «Юникорн» Светлана Перминова подчеркнула, что Ujin интегрирована не только с «Алисой», но и с «Салютом» (голосовой помощник «Сбера»), и с «Марусей» (VK).

По данным «Марвел-Дистрибуции», в 2024 году рынок решений для «умных» домов вырос на 56% год к году в натуральном выражении: было продано 5,3 млн устройств на 14,8 млрд руб. Две трети пришлось на камеры видеонаблюдения. Наиболее популярные бренды в категориях камер видеонаблюдения, датчиков оповещения, движения и защиты от проникновения: Hiwatch (10,7% рынка), Xiaomi (7,9%), Tapo (6,2%) и Ezviz (3,8%). Крупнейшие игроки в категории розеток, шлюзов и «умных» кнопок: Tuya (15,8%), «Яндекс» (14,7%), «Сбер» (9,3%) и Aqara (9%). «Умных» колонок в 2024 году было продано 5,8 штук на 50,8 млрд руб. На «Яндекс» пришлось 80% рынка в штуках, на VK — 7%, «Сбер» — 5%.

Российский рынок технологий в недвижимости (PropTech) относительно молод, единоличного лидера на нем еще нет, указал директор АНО «Умный многоквартирный дом» Никита Уткин. По его мнению, акцент на развитии направления «Яндекса» подтолкнет других участников развиваться быстрее. «Но «Яндекс» зарекомендовал себя пока преимущественно как лидер рынка потребительских устройств и гаджетов — условно, оснащения «умных» квартир. История же с цифровизацией стройки и ЖКХ намного шире. В этом сегменте потенциал развития на несколько порядков выше», — подчеркнул Уткин.

По оценке директора Ассоциации интернета вещей Андрея Колесникова, объем рынка автоматизации новых многоквартирных домов в прошлом году составил примерно 4-5 млрд руб. без учета индивидуальных «умных» устройств (колонки, хабы, камеры и др.). Расходы на автоматизацию окупаются сразу за счет высокой цены квадратного метра от застройщика, но этот рынок полностью зависим от рынка строительства, отметил Колесников. «Думаю, «Яндекс» опоздал для такой модели «умного» многоквартирного дома, стройка, скорее всего, встанет с текущей ставкой кредитов. Но ничто не мешает дооснащать жилые массивы», — предположил Колесников.

Представитель SberDevices рассказал, что они внедряют беспроводную «умную» квартиру с рядом крупных застройщиков. Детали он не уточнил, но напомнил, что их решения применяются в проекте «умной» квартиры в строящемся деловом и жилом комплексе «СберСити» в Рублево-Архангельском районе Москвы.

«Ростелеком» с 2019 года работает с застройщиками и управляющими компаниями по цифровизации многоквартирных домов, компания установила более 120 тыс. устройств: «умные» видеодомофоны, комплексное видеонаблюдение в подъездах и дворах, контроль доступа на территорию, «умные» шлагбаумы, приборы учета с автоматической передачей показаний. У «Ростелекома» есть собственная платформа для управления камерами домашнего видеонаблюдения, датчиками протечки воды, открытия дверей и окон, «умными» розетками и др.

Собственное направление «Цифровой недвижимости» также развивает МТС. В 2024 году компания оцифровала более 30 жилых комплексов для 25 застройщиков, а в 2025-м к проекту присоединятся еще порядка 50 ЖК, рассказал ее представитель.

 
Назад
Сверху