Вице-премьер Александр Новак поручил профильным ведомствам совместно с компанией «Россети» представить в правительство согласованные предложения по передаче функций гарантирующего поставщика (ГП) электроэнергии от ПАО «Россети Северный Кавказ» в пользу специализированной энергосбытовой организации. Об этом говорится в протоколе от 28 марта по итогам совещания по Северо-Кавказскому федеральному округу (СКФО). Документ есть в распоряжении РБК, его подлинность подтвердил источник, знакомый с содержанием.
Функции ГП на Северном Кавказе могут быть переданы уже в 2025 году, чтобы уже со следующего года новая структура приступила к работе. Минэнерго совместно с Минэкономразвития, Федеральной антимонопольной службой (ФАС) и компанией «Россети» должно представить предложения до 2 июня.
Одна из обсуждаемых концепций предполагает, что задачи специализированной сбытовой компании могут быть расширены, рассказал РБК источник, знакомый с деталями обсуждений. Структура сможет брать на себя функции гарантирующего поставщика и в других регионах, где временно нет такой организации и пока регулятор по итогам стандартного конкурса не наделит таким статусом подходящего участника. По закону сейчас в подобных случаях статус ГП переходит к системообразующей территориальной сетевой организации (СТСО), но временно — на срок не более 12 месяцев.
В секретариате вице-премьера Новака подтвердили РБК поручение. В пресс-службах Минэнерго и ФАС сообщили, что к ним оно поступило и вопрос прорабатывается.
Северный Кавказ традиционно отличается низкой собираемостью платежей, вследствие которой в сбытовом секторе образуется долг перед оптовым рынком электроэнергии и мощности (ОРЭМ). Согласно данным Центра финансовых расчетов (ЦФР; рассчитывает требования и обязательства участников оптового рынка, «Системного оператора» и «Россетей»), общий долг на ОРЭМ в России в конце 2024 года снизился на 5,8% к аналогичному показателю 2023 года, до 71,4 млрд руб. При этом 91,2%, или 65,1 млрд руб., из этого объема пришлось на СКФО, хотя округ и сократил свою задолженность на 138,3 млн руб.
Хотя сетевые компании не должны заниматься сбытовой деятельностью, в шести из семи регионов СКФО гарантирующим поставщиком сегодня является компания «Россети Северный Кавказ». Она совмещает работу по передаче и сбыту электроэнергии в Дагестане, Ингушетии, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Чечне (в лице «Чеченэнерго»). Эти функции перешли к ней от северокавказского сбытового бизнеса «Россетей», который сохранился на балансе местной МРСК после реформы РАО «ЕЭС России» (завершилась в 2008 году), и остаются до сих пор в отсутствие других подходящих кандидатов. По такому же принципу «Россети» выступают гарантирующим поставщиком в Калмыкии и Туве.
В пресс-службе «Россетей» не уточнили РБК актуальный объем задолженности в СКФО перед оптовым рынком, а также затраты на ее обслуживание. В январе 2020 года, когда обсуждалась проблема накопленных в республиках долгов и было заключено соглашение с генерирующими компаниями об их урегулировании, задолженность ГП Северного Кавказа на ОРЭМ оценивалась в 48,3 млрд руб. Из этого объема 75% приходилось на наиболее проблемный актив «Россетей» — «Дагэнергосбыт». А суммарный долг энергосбытов по Северному Кавказу, Туве и Калмыкии к началу 2020 года достигал 66,8 млрд руб., увеличившись в 3,8 раза с 2011-го, сообщала ассоциация «Совет производителей энергии» (СПЭ). Уровень оплаты гарантирующих поставщиков при этом составлял 70% отпущенной электрической энергии.
Достигнутые договоренности в марте 2020 года были закреплены подписанием соглашений между гарантирующими поставщиками Северного Кавказа, Тувы и Калмыкии (то есть структурами «Россетей») и генерирующими компаниями по реструктуризации накопленного долга со сроком погашения в течение 4–5 лет. При этом «Россети» выразили готовность полностью оплачивать текущие платежи с 1 июля 2020 года и обеспечить работу в республиках Северного Кавказа территориальных сетевых организаций, обладающих имуществом и способных при необходимости выполнять функции гарантирующего поставщика.
В итоге северокавказским ГП «Россетей» при поддержке головной компании удалось выйти на 100-процентный расчет. Однако уже в 2021 году возник риск развала схемы, поскольку средства поддержки сбыта Северного Кавказа были исчерпаны, писал «Коммерсантъ». Вопрос вновь удалось урегулировать в 2022 году — долги перед генерирующими компаниями были погашены, что позволило не блокировать работу «Россети Северный Кавказ». Стороны также договорились о порядке последующих расчетов, чтобы исключить появление новых долгов.
К концу 2022 года возросший долг СКФО на ОРЭМ удалось снизить на 9,6 млрд руб. — до 65,9 млрд руб., а уровень расчетов составил 102%. Как информировал в январе регулятор энергорынков «Совет рынка», в 2024 году гарантирующие поставщики республик Северного Кавказа продолжили исполнять свои обязательства в полном соответствии с договоренностями с генераторами.
«Переконфигурация сбытовой системы в СКФО потребовалась ввиду того, что текущая конфигурация показала свою неэффективность», — пояснили РБК в пресс-службе Минэнерго. При этом достигнутые ранее договоренности «Россетей» и генерирующих компаний об оплате и урегулировании долга в правительстве считают результативными, поскольку они обеспечили решение задачи, сообщили в секретариате вице-премьера Новака.
В пресс-службе Совета производителей энергии (СПЭ) рассказали, что поиск в 2020–2021 годах механизмов урегулирования задолженности и определение порядка оплаты, который был запущен в 2022 году, позволили «существенно улучшить платежную дисциплину ГП СКФО на оптовом рынке». Поэтому, считают в СПЭ, принимая решение о передаче функций гарантирующего поставщика на Северном Кавказе специализированной энергосбытовой организации, «крайне важно» не допустить ухудшения платежей за электроэнергию перед оптовым рынком и за услуги по ее передаче. В связи с чем такому решению «должна предшествовать большая работа по внедрению механизмов нормализации и улучшения платежной дисциплины потребителей электроэнергии на этих территориях», заключают в ассоциации.
«Россети» участвуют в проработке данного вопроса, рассказали РБК в пресс-службе компании. Сейчас холдинг выполняет функции ГП в СКФО в рамках процедуры «подхвата», заметили там. «Принципиально поддерживаем исключение территориальных сетевых организаций из состава лиц для передачи функций гарантирующего поставщика. Ранее компания также выходила с инициативами по данному вопросу, в том числе по созданию отдельной специализированной сбытовой организации», — рассказали в пресс-службе. Со схожей идеей, в частности, «Россети» выступали тогда же, в 2020 году.
Что касается заключенных в 2022 году соглашений о порядке исполнения обязательств на ОРЭМ Северного Кавказа, сейчас они соблюдаются в полном объеме, заверили в холдинге. Однако «такой порядок ведет к формированию дополнительных финансовых обязательств сетевых компаний».
Передача функций ГП может существенно повлиять на финансовое состояние компании, полагает Ярослав Кабаков, директор по стратегии ИК «Финам». С одной стороны, это снизит выручку, поскольку «Россети» утратят доходы от продажи электроэнергии конечным потребителям. С другой — в условиях высокой дебиторской задолженности и низкой платежной дисциплины в СКФО это может уменьшить финансовые риски и убытки из-за неплатежей. «Например, на декабрь 2024 года предприятия ЖКХ задолжали компании около 19 млрд руб., что составляет более половины общей дебиторской задолженности в 37,4 млрд руб.», — рассказал эксперт.
Исполнение функционала ГП электросетевыми компаниями предусмотрено российским законодательством в качестве вынужденной и временной меры, отмечает директор Центра исследований в электроэнергетике НИУ ВШЭ Сергей Сасим. «В случае Северного Кавказа такое совмещение длится уже более пяти лет. Так что необходимость изменения сбытовой схемы в СКФО назрела давно, и сейчас мы наблюдаем за попыткой наконец-таки привести фактическую работу на рынке к законодательной норме», — полагает он.
Вместе с тем заключенные в 2020 году соглашения полностью возложили риски неплатежей в северокавказских регионах на «Россети», также считает Сасим. Это обеспечило стабильность финансового потока генерирующих компаний, но за счет формирования убытков в электросетевом комплексе. «Очевидно, что требуется более равномерное распределение рисков среди участников рынка. В случае такого перераспределения и передачи функции ГП специализированной организации, получающей компенсацию недосбора выручки из бюджета или за счет спецнадбавки на ОРЭМ, необходимость в существующем соглашении отпадет», — полагает он. При этом было бы логичным, чтобы такая схема компенсаций предполагала их постепенное снижение в течение обозримого горизонта времени, добавляет Сасим. По оценкам эксперта, обсуждаемая инициатива могла бы оказать положительный эффект в размере более 8 млрд руб. в год на финансово-экономические показатели «Россети Северный Кавказ» и в целом группы «Россети». Сейчас же этот объем средств представляет собой «вымытый финансовый ресурс», который не направляется на реализацию профильной деятельности по развитию электросетевого комплекса СКФО, резюмирует он.
Функции ГП на Северном Кавказе могут быть переданы уже в 2025 году, чтобы уже со следующего года новая структура приступила к работе. Минэнерго совместно с Минэкономразвития, Федеральной антимонопольной службой (ФАС) и компанией «Россети» должно представить предложения до 2 июня.
Одна из обсуждаемых концепций предполагает, что задачи специализированной сбытовой компании могут быть расширены, рассказал РБК источник, знакомый с деталями обсуждений. Структура сможет брать на себя функции гарантирующего поставщика и в других регионах, где временно нет такой организации и пока регулятор по итогам стандартного конкурса не наделит таким статусом подходящего участника. По закону сейчас в подобных случаях статус ГП переходит к системообразующей территориальной сетевой организации (СТСО), но временно — на срок не более 12 месяцев.
В секретариате вице-премьера Новака подтвердили РБК поручение. В пресс-службах Минэнерго и ФАС сообщили, что к ним оно поступило и вопрос прорабатывается.
Северный Кавказ традиционно отличается низкой собираемостью платежей, вследствие которой в сбытовом секторе образуется долг перед оптовым рынком электроэнергии и мощности (ОРЭМ). Согласно данным Центра финансовых расчетов (ЦФР; рассчитывает требования и обязательства участников оптового рынка, «Системного оператора» и «Россетей»), общий долг на ОРЭМ в России в конце 2024 года снизился на 5,8% к аналогичному показателю 2023 года, до 71,4 млрд руб. При этом 91,2%, или 65,1 млрд руб., из этого объема пришлось на СКФО, хотя округ и сократил свою задолженность на 138,3 млн руб.
Хотя сетевые компании не должны заниматься сбытовой деятельностью, в шести из семи регионов СКФО гарантирующим поставщиком сегодня является компания «Россети Северный Кавказ». Она совмещает работу по передаче и сбыту электроэнергии в Дагестане, Ингушетии, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Чечне (в лице «Чеченэнерго»). Эти функции перешли к ней от северокавказского сбытового бизнеса «Россетей», который сохранился на балансе местной МРСК после реформы РАО «ЕЭС России» (завершилась в 2008 году), и остаются до сих пор в отсутствие других подходящих кандидатов. По такому же принципу «Россети» выступают гарантирующим поставщиком в Калмыкии и Туве.
В пресс-службе «Россетей» не уточнили РБК актуальный объем задолженности в СКФО перед оптовым рынком, а также затраты на ее обслуживание. В январе 2020 года, когда обсуждалась проблема накопленных в республиках долгов и было заключено соглашение с генерирующими компаниями об их урегулировании, задолженность ГП Северного Кавказа на ОРЭМ оценивалась в 48,3 млрд руб. Из этого объема 75% приходилось на наиболее проблемный актив «Россетей» — «Дагэнергосбыт». А суммарный долг энергосбытов по Северному Кавказу, Туве и Калмыкии к началу 2020 года достигал 66,8 млрд руб., увеличившись в 3,8 раза с 2011-го, сообщала ассоциация «Совет производителей энергии» (СПЭ). Уровень оплаты гарантирующих поставщиков при этом составлял 70% отпущенной электрической энергии.
Достигнутые договоренности в марте 2020 года были закреплены подписанием соглашений между гарантирующими поставщиками Северного Кавказа, Тувы и Калмыкии (то есть структурами «Россетей») и генерирующими компаниями по реструктуризации накопленного долга со сроком погашения в течение 4–5 лет. При этом «Россети» выразили готовность полностью оплачивать текущие платежи с 1 июля 2020 года и обеспечить работу в республиках Северного Кавказа территориальных сетевых организаций, обладающих имуществом и способных при необходимости выполнять функции гарантирующего поставщика.
В итоге северокавказским ГП «Россетей» при поддержке головной компании удалось выйти на 100-процентный расчет. Однако уже в 2021 году возник риск развала схемы, поскольку средства поддержки сбыта Северного Кавказа были исчерпаны, писал «Коммерсантъ». Вопрос вновь удалось урегулировать в 2022 году — долги перед генерирующими компаниями были погашены, что позволило не блокировать работу «Россети Северный Кавказ». Стороны также договорились о порядке последующих расчетов, чтобы исключить появление новых долгов.
К концу 2022 года возросший долг СКФО на ОРЭМ удалось снизить на 9,6 млрд руб. — до 65,9 млрд руб., а уровень расчетов составил 102%. Как информировал в январе регулятор энергорынков «Совет рынка», в 2024 году гарантирующие поставщики республик Северного Кавказа продолжили исполнять свои обязательства в полном соответствии с договоренностями с генераторами.
«Переконфигурация сбытовой системы в СКФО потребовалась ввиду того, что текущая конфигурация показала свою неэффективность», — пояснили РБК в пресс-службе Минэнерго. При этом достигнутые ранее договоренности «Россетей» и генерирующих компаний об оплате и урегулировании долга в правительстве считают результативными, поскольку они обеспечили решение задачи, сообщили в секретариате вице-премьера Новака.
В пресс-службе Совета производителей энергии (СПЭ) рассказали, что поиск в 2020–2021 годах механизмов урегулирования задолженности и определение порядка оплаты, который был запущен в 2022 году, позволили «существенно улучшить платежную дисциплину ГП СКФО на оптовом рынке». Поэтому, считают в СПЭ, принимая решение о передаче функций гарантирующего поставщика на Северном Кавказе специализированной энергосбытовой организации, «крайне важно» не допустить ухудшения платежей за электроэнергию перед оптовым рынком и за услуги по ее передаче. В связи с чем такому решению «должна предшествовать большая работа по внедрению механизмов нормализации и улучшения платежной дисциплины потребителей электроэнергии на этих территориях», заключают в ассоциации.
«Россети» участвуют в проработке данного вопроса, рассказали РБК в пресс-службе компании. Сейчас холдинг выполняет функции ГП в СКФО в рамках процедуры «подхвата», заметили там. «Принципиально поддерживаем исключение территориальных сетевых организаций из состава лиц для передачи функций гарантирующего поставщика. Ранее компания также выходила с инициативами по данному вопросу, в том числе по созданию отдельной специализированной сбытовой организации», — рассказали в пресс-службе. Со схожей идеей, в частности, «Россети» выступали тогда же, в 2020 году.
Что касается заключенных в 2022 году соглашений о порядке исполнения обязательств на ОРЭМ Северного Кавказа, сейчас они соблюдаются в полном объеме, заверили в холдинге. Однако «такой порядок ведет к формированию дополнительных финансовых обязательств сетевых компаний».
Передача функций ГП может существенно повлиять на финансовое состояние компании, полагает Ярослав Кабаков, директор по стратегии ИК «Финам». С одной стороны, это снизит выручку, поскольку «Россети» утратят доходы от продажи электроэнергии конечным потребителям. С другой — в условиях высокой дебиторской задолженности и низкой платежной дисциплины в СКФО это может уменьшить финансовые риски и убытки из-за неплатежей. «Например, на декабрь 2024 года предприятия ЖКХ задолжали компании около 19 млрд руб., что составляет более половины общей дебиторской задолженности в 37,4 млрд руб.», — рассказал эксперт.
Исполнение функционала ГП электросетевыми компаниями предусмотрено российским законодательством в качестве вынужденной и временной меры, отмечает директор Центра исследований в электроэнергетике НИУ ВШЭ Сергей Сасим. «В случае Северного Кавказа такое совмещение длится уже более пяти лет. Так что необходимость изменения сбытовой схемы в СКФО назрела давно, и сейчас мы наблюдаем за попыткой наконец-таки привести фактическую работу на рынке к законодательной норме», — полагает он.
Вместе с тем заключенные в 2020 году соглашения полностью возложили риски неплатежей в северокавказских регионах на «Россети», также считает Сасим. Это обеспечило стабильность финансового потока генерирующих компаний, но за счет формирования убытков в электросетевом комплексе. «Очевидно, что требуется более равномерное распределение рисков среди участников рынка. В случае такого перераспределения и передачи функции ГП специализированной организации, получающей компенсацию недосбора выручки из бюджета или за счет спецнадбавки на ОРЭМ, необходимость в существующем соглашении отпадет», — полагает он. При этом было бы логичным, чтобы такая схема компенсаций предполагала их постепенное снижение в течение обозримого горизонта времени, добавляет Сасим. По оценкам эксперта, обсуждаемая инициатива могла бы оказать положительный эффект в размере более 8 млрд руб. в год на финансово-экономические показатели «Россети Северный Кавказ» и в целом группы «Россети». Сейчас же этот объем средств представляет собой «вымытый финансовый ресурс», который не направляется на реализацию профильной деятельности по развитию электросетевого комплекса СКФО, резюмирует он.