РБК Власти не нашли оснований для отсрочки новой страховки для таксистов

Минфин и ЦБ отказались переносить на 2028 год сроки вступления в силу требований по покупке полисов обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика такси (ОСГОП), следует из ответов Минтранса, Минфина и ЦБ в адрес Общественного совета по развитию такси (копии писем есть у РБК). Требования должны вступить в силу с 1 сентября этого года.

Минтранс предлагал отложить вступление нормы на год — до 2025 года, — еще на этапе разработки законопроекта об ОСГОП, напомнили в ведомстве в ответ на жалобы общественного совета. «Минтрансом высказывалась позиция об увеличении дополнительной финансовой нагрузки на хозяйствующие субъекты», — ответил исполняющий обязанности директора департамента автомобильного транспорта Минтранса Владимир Луговенко. Письмо с предложением об отсрочке направлялось председателю думского комитета по финансовому рынку Анатолию Аксакову, но поддержано предложение не было, уточнил он.

Для выработки консолидированной позиции после обращения совета Минтранс и запросил Минфин и Банк России.

Введение дополнительной страховки может осложнить массовую легализацию самозанятых водителей такси и создать новые административные барьеры, указывал совет в своем обращении.

Среди проблем выделялись следующие:

За отсутствие ОСГОП перевозчикам грозит штраф: для индивидуального предпринимателя (ИП) или руководителя транспортной компании он доходит до 50 тыс. руб.; для юрлица — от 500 тыс. до 1 млн руб. Согласно закону о такси, перевозчику также могут приостановить или аннулировать разрешение на работу в такси.

«При текущих условиях на рынке может законно действовать лишь четверть перевозчиков, зарегистрированных в региональных реестрах», — указывает Зарипова. Это приведет к острой нехватке такси, уменьшению доступности транспортных средств в критических ситуациях. Из-за нехватки автомобилей стоимость поездок возрастет. Потенциально это также может вызвать социальное недовольство и напряжение в регионах.

По последним данным Минтранса, представленным на отраслевом форуме МЕФТ, в федеральной системе ФГИС «Такси» зарегистрировано 92 тыс. перевозчиков такси (из которых 25 тыс. — самозанятые), 572 тыс. автомобилей такси и 1200 служб заказа такси.

РБК обратился за комментарием в пресс-службы Минтранса и Минфина.

В Национальном союзе страховщиков ответственности (НССО) не согласились с рисками, обозначенными перевозчиками. Там указали на резкий рост оформлений ОСАГО для такси с июля 2023 года, — в преддверии начала действия закона о такси (в сентябре). Не логичным там считают и тезис о том, что в страховании ОСГОП таксистам будут отказывать по аналогии со страхованием по ОСАГО. «Также договор ОСГОП предполагает возможность замены транспортного средства, поэтому тут проблем нет (с переоформлением. — РБК)», добавили в союзе.

В «АльфаСтраховании» не видят существенного всплеска конкретных запросов на расчет размеров тарифов ОСГОП, несмотря на приближние срока вступления в силу требований. Основной риск компания увидела в другом: как и в ОСАГО, в ОСГОП пока отсутствуют эффективные инструменты сплошного, а не выборочного контроля за обязательностью полиса. «Это оставляет возможность таксистам, работающим в отрасли периодически, не покупать обязательное страхование вовсе. В результате в самой отрасли существует перекос, так как к таксопаркам применяются одни требования, а к самозанятым, решившим подзаработать — совершенно иные. При этом значительная часть рынка такси формируется именно временными водителями», — считает Дарья Туркина, руководитель управления страхования транспортных рисков «АльфаСтрахования». В этом видится риск уже для пассажиров и других водителей.

В СК «МАКС» зафиксировали особую активность в части обращений таксопарков за ОСГОП только «после объявления о данном решении в СМИ», после чего интенсивность запросов заметно спала, сообщил РБК Александр Щербаков из «МАКС». «В целом социальная инициатива в части защиты пассажиров такси безусловно правильная, но времени для всеобъемлющей оценки рисков по данному виду было дано недостаточно», — отметили в компании.

 
Назад
Сверху