РБК В Минтрансе объяснили схему перевозки топлива с 1 января

С 1 января 2025 года после вступления в силу правил недискриминационного доступа к инфраструктуре железнодорожного транспорта (ПНД), действие которых приостановлено последние два года, схема перевозки нефтепродуктов изменится. Об этом сообщил журналистам замминистра транспорта Алексей Шило в кулуарах выставки «Транспорт России».

«Если мы работаем строго по ПНД, то у нас нефтепродукты и так имеют достаточно высокий приоритет. То есть если это субсидированная перевозка — это четвертая очередь, если это перевозка внутрироссийская — шестая очередь», — сказал он.

С марта этого года нефтегрузы транспортируются по железной дороге в третьей приоритетной очереди согласно временным правилам очередности перевозки. Эти правила заменили ПНД в период их приостановки в 2022 году в связи с необходимостью оперативно вывезти продукцию предприятий, лишившихся привычных рынков сбыта в Европе. Утвержденная правительством в конце мая 2024 года, обновленная редакция постоянных правил должна была вступить в силу с 1 сентября, однако в августе власти отложили это до начала 2025-го. Таким образом, приоритет нефтепродуктов закрепился до конца этого года.

Повышению приоритета по железной дороге предшествовал продолжительный спор между нефтяниками и РЖД. В начале 2023 года крупнейшие НПЗ массово отмечали участившиеся отказы перевозчика принимать продукцию к транспортировке на восток. Летом того же года Минэнерго предложило повысить очередность вывоза всех нефтепродуктов в экспортном и внутреннем сообщениях до четвертой очереди. В конце августа глава «Роснефти» Игорь Сечин обратился к президенту Владимиру Путину по вопросу сокращения поставок нефтеналивных грузов по железной дороге в восточном направлении, писал «Коммерсантъ». Он предложил поручить правительству проработать новую методологию доступа к железнодорожной лимитирующей инфраструктуре: по мнению Сечина, она должна быть основана на принципе максимизации доходов бюджетной системы России, исключении приоритета угольных предприятий по отношению к отраслям с высокой добавленной стоимостью, приоритете всех грузов, производимых на предприятиях непрерывного цикла, в том числе занимающихся производством нефтеналива, нефтехимии, нефтяного кокса, серы, СУГ.

За несколько месяцев до возобновления ПНД вице-премьер Александр Новак неоднократно поручал профильным ведомствам — Минэнерго и Федеральной антимонопольной службе — оценить и проработать риски, связанные с этим, потому что после вступления в силу постоянных правил нефтепродукты должны были перейти в зависимости от направления отправки — субсидируемая, внутренняя и экспортная — в шестую очередь и ниже.

По мнению Шило, при транспортировке ключевых номенклатур грузов в соответствии с ПНД нефтепродуктам и минудобрениям, которым в период работы временных правил очередности перевозки РЖД повышали приоритет, преференции будут не нужны. Необходимость приоритизировать отдельные грузы замминистра объяснил тем, что ранее для поддержки угольщиков принималось решение «поднять» твердое топливо в третью очередь. «Поскольку уголь занимает большую долю, то начинает вытеснять те грузы, которые должны бы быть в более приоритетном порядке. Но из-за того, что уголь выбирает полностью всю квоту, то уже нефтепродуктам не остается места», — уточнил Шило.

Так, перевозкам нефтепродуктов с 1 января повышенного приоритета не потребуется «при строгом соблюдении ПНД», согласно которому сырьевые энергетические грузы в универсальном подвижном составе (полувагоны, используются для транспортировки угля. — РБК) занимают одиннадцатую очередь. Сейчас экспортные потоки угля в восточном направлении транспортируются по соглашениям РЖД с шестью регионами — Кузбассом, Якутией, Бурятией, Хакасией, Иркутской областью и Тувой. В этом году объем вывоза предусмотрен на уровне 100 млн т, больше половины, 54,1 млн т, из Кемеровской области. По состоянию на ноябрь 2024 года власти прорабатывают вопрос об изменении этой схемы после обращения гендиректора РЖД Олега Белозерова к президенту с просьбой рассмотреть возможность непродления соглашений в 2025 году.

«Если вдруг» будет принято решение снова «какой-то большой объем угля» повысить до третьей очереди, тогда может потребоваться дополнительное решение. Однако, если не приоритизировать уголь, нефтепродукты «могут не переживать», потому что будут «выезжать» в соответствии с правилами. «Всего у нас очередей двенадцать, и получается, что они, нефтепродукты и удобрения, имеют достаточно высокий приоритет», — резюмировал замминистра.

 
Назад
Сверху