РБК Почему президент Южной Кореи объявил военное положение

Президент Южной Кореи Юн Сок Ёль поздним вечером 3 декабря выступил с видеообращением к нации. «Я объявляю чрезвычайное военное положение для защиты Республики Корея от угрозы северокорейских коммунистических сил, для сокрушения беспринципных антигосударственных сил КНДР, ворующих свободу и счастье нашего народа, и для сохранения свободного конституционного строя», — заявил он. Южнокорейский лидер пообещал использовать военное положение «для восстановления и защиты свободной Республики Корея», которая «катится к погибели».

Как сообщает Yonhap, в Министерстве обороны Южной Кореи прошло совещание руководства разных родов войск; вооруженные силы приведены в состояние боевой готовности. Полиция, согласно сообщению ее представителей, в период военного положения переходит в подчинение Министерства обороны и лично командующего военным положением — генерала армии Пак Ан Су.

На время действия военного положения запрещено входить и покидать здание южнокорейского парламента — Национального собрания, передает также Yonhap. По распоряжению военного командования в стране запрещается любая политическая активность, включая работу парламента и партий, а также протесты, забастовки и стачки. Военные потребовали от медиков, бастующих с февраля, вернуться на свои рабочие места в течение 48 часов. Под запретом также «распространение фейковых новостей, манипуляция общественным мнением и лживая пропаганда»; работа всех СМИ переходит под контроль военного командования.

Ситуация на Корейском полуострове значительно ухудшилась после прихода к власти в 2022 году Юн Сок Ёля и его консервативного правительства. КНДР существенно увеличила число ракетных пусков и испытаний новейших вооружений, а Республика Корея стала чаще проводить совместные учения с США и региональными партнерами. Контакты между Сеулом и Пхеньяном, ознаменовавшиеся при прежнем президенте тремя саммитами и проходом сборных двух Корей под единым флагом на Зимней Олимпиаде 2018 года, сошли на нет. В конце ноября 2023 года в ответ на запуск КНДР разведывательных спутников Сеул частично приостановил действие межкорейского соглашения, заключенного в 2018 году для снижения напряженности между двумя странами. Пхеньян в ответ заявил, что более не считает себя связанным положениями «простого куска бумаги», и перебросил к демаркационной линии артиллерию и дополнительные армейские части.

Южнокорейские активисты также возобновили сброс агитационных листовок на территорию соседней страны, и в ответ с мая 2024 года КНДР выпустила в сторону юга примерно 6 тыс. воздушных шаров с мусором. В начале июня Совет по национальной безопасности Южной Кореи решил полностью приостановить действие межкорейского пакта 2018 года. В середине октября северокорейские власти взорвали автомобильные и железные дороги, связывающие две страны, и объявили о внесении поправок в Конституцию, которые зафиксировали статус Южной Кореи как враждебного государства: Ким Чен Ын полностью отказался от курса на воссоединение двух Корей, которого придерживались его отец и дед.

В США считают, что КНДР завершила все необходимые приготовления для седьмого по счету и первого с сентября 2017 года ядерного испытания на полигоне Пунгери. Ранее заместитель помощника госсекретаря США по ядерным вопросам Александра Бэлл заявила, что от этого шага Пхеньян отделяет лишь политическое решение высшего руководства. На фоне растущей напряженности на Корейском полуострове в Сеуле все чаще стали звучать призывы к разработке собственного ядерного оружия или размещению на территории страны американских боеголовок. Подобное предложение высказал и сам Юн Сок Ёль, но впоследствии от этой идеи отказался.

Объявляя о военном положении, Юн Сок Ёль практически не говорил о КНДР, но зато значительную часть своего выступления посвятил внутриполитической ситуации, обвинив оппозицию в «антигосударственной деятельности по подготовке мятежа». Причина в том, что президент представляет консервативную партию «Сила народа», а большинство в парламенте принадлежит противостоящей ей Демократической партии («Тобуро»).

10 апреля в стране прошли очередные парламентские выборы, которые расценивались как своеобразный референдум о доверии президенту, и его «Сила народа» рассчитывала получить большинство. Однако «Тобуро» не только сохранила контроль над однопалатным парламентом, но и нарастила свой отрыв до максимального уровня с конца 1980-х годов, когда Южная Корея перешла к демократии. Такой исход выборов значительно ослабил позиции Юна, который и так был избран на пост главы государства с минимальным перевесом за всю историю страны — около 0,7%. Однако оппозиция не преодолела рубеж в две трети мандатов, который позволил бы ей проводить ветированные президентом законопроекты и осуществить его импичмент.

«К настоящему моменту Национальное собрание инициировало 22 ходатайства об импичменте правительственных чиновников с момента формирования нашего правительства и в настоящее время рассматривает вопрос об импичменте уже десятого чиновника с момента начала работы Национального собрания 22-го созыва в июне», — заявил Юн 3 декабря. Речь идет, в частности, о председателе комитета по аудиту и инспекциям Чхве Чжэ Хэ и трех прокурорах, вовлеченных в скандал вокруг первой леди Ким Кон Хи, которую обвиняют в манипуляциях с ценами на акции Deutsch Motors, автодилера BMW в Корее, в период с 2009 по 2012 год. Юн назвал сложившуюся ситуацию беспрецедентной для Республики Корея и не имеющей аналогов ни в одной другой стране.

На минувшей неделе противоречия между правительством и парламентом усугубились, после того как «Тобуро» отказалась принимать бюджет на 2025 финансовый год в предложенном Юном объеме — 677,4 трлн вон ($483 млрд), сократив ассигнования на 4,1 трлн вон. 2 декабря спикер парламента приостановил голосование по бюджету и призвал обе стороны прийти к компромиссу до 10 декабря. В своем обращении Юн обвинил «законодательную диктатуру» Демократической партии в том, что она использует бюджетный процесс в качестве политического инструмента.

Южнокорейская газета «Донга Ильбо» сообщает, что в районе полуночи полностью экипированные военные попытались проникнуть в здание парламента, дорогу им преградили находящиеся там депутаты и их помощники, которые пытаются помешать военным. Лидер «Тобуро» Ли Чжэ Мён обратился к согражданам с призывом приходить к Национальному собранию. «Танки, бронетранспортеры и солдаты с пистолетами и ножами будут править страной. Экономика Республики Корея рухнет безвозвратно», — предостерег он. Лидер «Силы народа» Хан Дон Хун также осудил введение военного положения и пообещал работать над его отменой вместе с народом Южной Кореи.

На экстренном заседании в ночь на 4 декабря находившиеся в парламенте 190 депутатов проголосовали за то, чтобы потребовать от президента немедленно отменить военное положение. Хан заявил, что с этого момента объявленное президентом военное положение утратило свою силу, однако сам Юн это никак не прокомментировал. Спикер Национального собрания сообщил, что все солдаты, проникнувшие в здание парламента, его покинули.

В КНДР пока не прокомментировали введение военного положения в соседней стране. Совет национальной безопасности США заявил, что администрация Джо Байдена «находится в контакте с правительством Республики Корея и внимательно следит за ситуацией». Сам американский президент находится с визитом в Анголе. В Южной Корее дислоцированы около 28,5 тыс. американских военных.

Курс воны к доллару упал до нижайшей за два года отметки.

 
Назад
Сверху