РБК Перевозчики пожаловались на сбои «Платона» из-за средств радиозащиты

Ассоциация грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» пожаловалась в Минтранс на работу средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ), которые выводят из строя тахографы и бортовые устройства системы взимания платы за проезд большегрузов по трассам «Платон». Об этом говорится в обращении ассоциации от 3 июня (копия есть у РБК).

«Проблема сохраняет свою актуальность и сейчас, — сообщил РБК президент ассоциации Владимир Матягин. — Я в данный момент нахожусь в поездке по регионам и сам ощущаю воздействие РЭБ. Например, я еду 100 км/час, а навигатор показывает 0 км/час. В этот момент я проезжаю мимо какой-нибудь нефтебазы, которая, очевидно, обеспечена защитой. Защита — это хорошо, но перевозчики получают необоснованные штрафы, нужно как-то лояльнее к нам относиться».

Матягин привел в пример другого перевозчика, который за три месяца получил 65 штрафов каждый по 5 тыс. руб. Особенно проблема актуальна для областей, прилегающих к зоне проведения специальной военной операции, пишет Матягин в своем обращении в Минтранс.

Тахографы работают за счет спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS. Они регистрируют скорость движения, режим труда и отдыха водителей. От воздействия РЭБ они в лучшем случае некорректно выдают информацию, в худшем — сгорают и требуют замены (от 30 до 50 тыс. руб.), говорится в обращении.

Система «Платон» обеспечивает сбор, обработку, хранение и передачу в автоматическом режиме данных о движении транспортных средств. Бортовые устройства под эту систему включают sim-карту сотового оператора. «При воздействии РЭБ система контроля «Платона» отключается и фиксируется отключение прибора, что недопустимо», утверждается в письме.

Выходом могла бы стать временная (до окончания военной операции на Украине) отмена контроля и выписки штрафов по тахографам и «Платону» для междугородних перевозчиков, предлагает «Грузавтотранс».

Представитель «Платона» сообщил, что оператор «не располагает информацией» о возможном влиянии РЭБ на средства системы. Там также напомнили, что оператор не наделен полномочиями по привлечению владельцев транспортных средств к административной ответственности за несоблюдение требований российского законодательства. «Привлечение к административной ответственности в данном случае относится к компетенции Ространснадзора. При этом оператор СВП «Платон» всегда идет навстречу грузоперевозчикам и готов совместно Ространснадзором в частном порядке рассматривать спорные случаи», — добавили в компании.

РБК обратился за комментарием в Минтранс, Ространснадзор, МВД и Минобороны.

На обращение грузоперевозчиков Агентство автомобильного транспорта (ФБУ «Росавтотранс» в составе Минтранса) в середине июня сообщило, что Минтранс ведет работу по поиску решения данной проблемы. Эта работа идет «совместно с представителями Минобороны, МВД, Ространснадзора», сообщалось в письме (копия есть у РБК).

Вместе с тем в начале июля первый замглавы Минтранса Валентин Иванов в ответе «Грузавтотрансу» сообщил, что Генштаб и ФСБ России не подтвердили информацию о том, что развернутые Минобороны средства РЭБ, предназначенные для подавления сигналов спутниковой навигации, могут выводить тахографы и устройства взимания платы «Платон» из строя, «о чем свидетельствует опыт использования широкой номенклатуры технических средств с функцией определения текущих координат в условиях искажения сигналов глобального навигационного поля».

Одновременно Минтранс со ссылкой на позицию МВД напомнил, что КоАП предусматривает возможность освобождения от штрафов и вынесение устного замечания водителю, а также предложил обжаловать штрафы. «Минтрансом обращено внимание Ространснадзора на необходимость учета в своей работе факторов, изложенных в обращении, в том числе при рассмотрении жалоб», написал Валентин Иванов.

Президент Ассоциации транспортных экспертов и специалистов (АТЭС) Тарас Коваль пояснил РБК, что РЭБ действительно влияет на тахографы и устройства «Платон». «Нам тоже неоднократно перевозчики жаловались, на тему «Платона» в первую очередь. Средства РЭБ нужны для глушения сигналов, — без разницы сотовая ли это сеть или спутниковые сигналы. А РЭБ сейчас установлены во многих местах, например, где оборонные предприятия. Если изначально речь шла о Белгородской и других близлежащих к границе областях, то теперь перевозчики по всей стране сталкиваются с проблемой. В первую очередь в центральной и европейской части страны, где аэропорты, военные предприятия находятся», рассказал Коваль.

При воздействии РЭБ происходит разрыв сигнала, поэтому и возникают сбои в работе оборудования, использующего GPS/ГЛОНАСС. «Аналогичная ситуация с перевозкой опасных грузов, с пассажирами, я думаю, тоже. Просто у нас информации нет. У «опасников» (перевозчики, возящие опасные грузы) обязательна установка аппаратуры навигации ГЛОНАСС. Данные о передвижении этих машин должны автоматически передаваться в Ространснадзор», — пояснил эксперт. Кроме того что контрольно-надзорные органы не видят трека автомобиля, сам бизнес тоже страдает, так как в различные корпоративные программы fleet management system (FMS) эти данные тоже не передаются или передаются со сбоями.

По словам научного руководителя Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаила Блинкина, вопрос применения средств РЭБ лежит вне компетенции транспортного ведомства. «Все что касается средств радиоэлектронной борьбы не имеет никакого отношения ни к Минтрансу, ни к бизнесу. Не от хорошей жизни приходится их использовать, по крайней мере на европейской части территории России», — отметил эксперт. Технически эту проблему никак не решить, добавил Блинкин. «От этого страдают не только грузоперевозчики, весь таксомоторный транспорт в городах зависит от навигаторов, они тоже жалуются».

Исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики Ольга Федоткина также отметила, что отключение «Платона», предположительно, может быть связано с работой РЭБ. «С целью устранения возникающих неполадок наш Союз в частном порядке обращается в госсистему. Мы считаем, что на основе таких обращений Ространснадзор совместно с представителями системы взимания платы «Платон» должны проводить дополнительные проверки, опираясь на имеющуюся фактуру. Кроме того, эффективным выходом станет организация совещания с привлечением бизнес-сообщества, представителей госсистемы и Минтранса с целью выработки методики решения возникающих проблем», — отметила Федоткина.

 
Назад
Сверху