РБК Насколько близки к урегулированию конфликты на Украине и Ближнем Востоке

К началу 2024 года Украина подошла с завершившимся контрнаступлением, которое длилось с июня по ноябрь 2023 года. Однако, по словам президента Украины Владимира Зеленского, Вооруженные силы Украины (ВСУ) «не достигли желаемых результатов», так как Киев не получил от западных союзников необходимого оружия, а численность ВСУ не позволяла наступать быстро. В феврале 2024-го Зеленский анонсировал новое контрнаступление на юге и в Черном море, но для него, подчеркивал украинский лидер, нужна была помощь США — на тот момент Конгресс еще не одобрил очередной пакет поддержки. В итоге помощь на $60,64 млрд согласовали к апрелю. В августе ВСУ вошли в Курскую область, — бои там продолжаются. Как сообщило в конце ноября агентство [URL='http://www.reuters.com/']Reuters[/URL], после российских контратак ВСУ утратили 40% занятой ими российской территории.

В 2024 году Минобороны России сообщало об активном продвижении российских войск на Украине. Наносились массированные удары, согласно сообщениями российского оборонного ведомства, по центрам принятия решений, объектам ВПК, аэродромам, арсеналам, топливным базам и т. п. в Киеве, Львовской, Харьковской, Хмельницкой, Львовской, Днепропетровской областях. В течение года российские войска взяли под контроль несколько десятков населенных пунктов в Донецкой и Луганской областях — в их числе город Авдеевка. Также под их контроль перешел ряд населенных пунктов в Запорожской и Харьковской областях. В мае они начали наступление в Харьковской области, взяв за первые десять дней 13 населенных пунктов.

При этом с января по июль 2024 года 22 западные страны заключили с Киевом двусторонние соглашения о гарантиях безопасности. В декларации G7 от июля 2023 года содержалось обещание «семерки» (Великобритания, Германия, Италия, Канада, США, Франция и Япония) подписать с Украиной двусторонние договоры, которые позволили бы укреплять украинские вооруженные силы, украинскую экономику и предоставлять Киеву техническую и финансовую помощь для решения срочных вопросов. Первой такое соглашение подписала Британия. Все документы такого рода регламентируют помощь на случай нового конфликта Украины с Россией, заключены на десять лет и при этом исключают вступление партнеров в конфликт на стороне Киева.

Год также прошел в ожидании переизбрания Дональда Трампа президентом США. В ходе предвыборной кампании он неоднократно говорил, что, вернувшись в Белый дом, прекратит поддержку Украины. С учетом этого европейские союзники начали брать на себя роль координатора военной помощи Киеву — если ранее этим при координирующей роли США занималась контактная группа «Рамштайн» (коалиция из примерно 50 стран), то теперь — миссия НАТО «Поддержка и обучение НАТО для Украины» (NSATU) в Висбадене (Германия).

В 2024 году западные страны пошли на несколько шагов, которые в начале конфликта исключали полностью. Так, во второй половине года европейские страны передали Киеву боевые самолеты F-16, которые они обещали ему еще в августе 2023 года, — 79 истребителей он получил от Бельгии, Дании, Нидерландов и Норвегии. По словам Зеленского, впервые ВСУ применили F-16 в августе. В Москве на это заявили, что истребители «будут сбиваться, уничтожаться».

Более резкую реакцию у российского руководства вызвало полученное Киевом разрешение Британии, США и Франции наносить удары дальнобойными ракетами по территории России. Москва внесла изменения в свою ядерную доктрину, уточнив, агрессию против России и/или ее союзников «со стороны любого неядерного государства с участием или при поддержке ядерного государства» она рассматривает как их совместное нападение. Кроме того, в ответ на удары по России в ноябре российские войска впервые применили на Украине гиперзвуковую баллистическую ракету средней дальности (БРСД) «Орешник» — как заявил президент России Владимир Путин, наличие такого оружия практически исключает необходимость применять ядерное.

После того как в ноябре на выборах президента США победил Трамп, который неоднократно говорил о планах закончить конфликт на Украине, активизировались разговоры о скором урегулировании. СМИ приводили три варианта, которые предлагают члены команды Трампа.

На этом фоне европейские лидеры стали говорить о том, чтобы достичь перемирия и для его соблюдения направить на Украину свои войска. Россия, как и в последние два с половиной года, заявляет, что готова к переговорам. «Поскольку пока никаких подвижек с точки зрения готовности Украины к переговорам нет, то мы продолжаем нашу операцию. Мы видим динамику, динамика говорит сама за себя: идем вперед», — сказал 24 декабря представитель Кремля Дмитрий Песков.

Москва категорически отвергает возможность перемирия — приостановку боевых действий, считает она, западные страны используют для того, чтобы подготовить Киев к реваншу. «Перемирие — это путь в никуда, — заявил 26 декабря министр иностранных дел России Сергей Лавров. — Нам нужны окончательные юридические договоренности, которые будут фиксировать все условия обеспечения безопасности Российской Федерации и законные интересы безопасности наших соседей. Но в контексте, который будет международно-правовым способом закреплять невозможность нарушения этих договоренностей. А они должны касаться первопричин украинского кризиса». Первопричин, по его словам, две — расширение НАТО на Восток и «абсолютно расистские действия киевского режима после госпереворота», «истребление всего русского».

По словам Путина, договариваться можно на основе того документа, который был одобрен на переговорах в Стамбуле весной 2022 года. «У нас нет предварительных условий, мы готовы вести диалог без предварительных условий. Но на базе того, о чем мы договорились в ходе переговорного процесса в Стамбуле в конце 2022 года. И исходя из реалий, который складываются на земле сегодня», — заявил Путин 19 декабря.

С октября 2023 года в регионе продолжается самый кровопролитный конфликт в его современной истории. В ответ на атаку ХАМАС 7 октября, унесшую жизни свыше 1,2 тыс. человек, Израиль начал военную операцию в секторе Газа — сначала на севере палестинского эксклава, а затем и в его центральной и южной частях. В ночь на 1 октября 2024 года была начата сухопутная операция и в Ливане — базирующаяся там проиранская группировка «Хезболла» на протяжении всего этого времени вела ракетные обстрелы севера Израиля, что вынудило свыше 60 тыс. местных жителей покинуть свои дома.

За 2024 год в результате воздушных бомбардировок и наземных операций Израиль фактически обезглавил и ХАМАС, и «Хезболлу»: в июле в Тегеране был убит глава политбюро палестинской группировки Исмаил Хания, а в октябре — сменивший его на этом посту Яхья Синвар; в конце сентября в результате авиаудара был убит глава ливанской группировки Хасан Насралла, а в конце ноября — его преемник Хашим Сафи ад-Дин.

В последние недели в регионе наблюдается тренд на деэскалацию. 26 ноября при посредничестве США и Франции было достигнуто соглашение о перемирии между Израилем и «Хезболлой». Сделка предусматривает полное прекращение огня. В течение 60 дней с момента заключения договоренностей Израиль должен был вывести свои войска, а регулярная армия Ливана — взять под свой контроль юг страны. «Хезболла» же должна была отвести свои силы к северу от реки Литани, расположенной менее чем в 30 км от границы с Израилем. Спустя месяц после заключения соглашения ЦАХАЛ по-прежнему проводит операции на юге Ливана — их целями становится уже не личный состав «Хезболлы», а склады оружия и прочая инфраструктура группировки. Воинские подразделения также привлекли к восстановлению и расчистке израильских приграничных городов, чтобы создать условия для последующего возвращения местных жителей.

Кроме того, во второй половине декабря активизировались переговоры по перемирию в секторе Газа и освобождению остающихся там 100 заложников — живых и мертвых. Посредниками традиционно выступили США, Египет и Катар. При этом с американской стороны участие в переговорах принимали как члены действующей администрации, включая главу ЦРУ Уильяма Бернса, так и эмиссары избранного президента США — будущие советник по Ближнему Востоку Массад Булос, спецпосланник Трампа в регионе Стив Уиткофф и спецпосланник по освобождению заложников Адам Боулер. Участники переговоров заявляли, что «как никогда близки» к сделке, однако к настоящему моменту она так и не заключена.

После стабилизации ситуации на севере ЦАХАЛ приступила к интенсивным бомбардировкам позиций йеменских повстанцев «Ансар Аллах» (также известных как хуситы). С осени 2023 года группировка обстреливает суда в Красном море и выпускает ракеты и дроны по израильской территории в знак солидарности с палестинцами. 21 декабря выпущенная хуситами ракета упала на детскую площадку в Тель-Авиве, ранив 16 человек. В ответ десятки самолетов ВВС Израиля нанесли удары по позициям йеменских повстанцев — в том числе в столице страны Сане. Из строя были выведены все три порта, подконтрольные группировке.

В израильском правительстве также звучат призывы к нанесению уже третьего в этом году прямого удара по поддерживающему хуситов Ирану. Первый обмен ударами в апреле стал следствием удара Израиля по иранскому консульству в Дамаске (погибли высокопоставленные представители КСИР). 1 октября Иран выпустил около 180 баллистических ракет по Израилю в отместку за убийство Насраллы и находившегося рядом с ним бригадного генерала КСИР Аббаса Нилфорушана. В ответ в ночь на 26 октября ВВС Израиля поразила иранские военные цели. Учитывая, что одним из главным внешнеполитических приоритетов новой администрации Трампа также станет сдерживание Тегерана и уничтожение его ядерной программы (вплоть до ударов по ядерным объектам), говорить о полном затухании конфликта на Ближнем Востоке не приходится.

 
Назад
Сверху