Минтруд предложил закрепить в Трудовом кодексе восемь дополнительных признаков трудовых отношений. Проект соответствующих поправок в ТК есть у РБК, его подлинность подтвердил источник, знакомый с содержанием. За счет этих признаков ведомство планирует более четко разграничить трудовые и гражданско-правовые отношения, чтобы избежать их «смешивания» и «исключить возможные спорные ситуации при применении труда». Заключение гражданско-правовых договоров может быть выгодно работодателю, но привлекаемый к работе человек не получает социальных гарантий.
Законопроект также предлагает наделить Федеральную службу по труду и занятости (Роструд) новыми полномочиями — в частности, правом обратиться в суд, чтобы признать отношения трудовыми. Минтруд называет это предложение ключевой идеей законопроекта. «Это не только повысит эффективность имеющихся механизмов защиты нарушенных трудовых прав граждан, но и обеспечит достижение экономических интересов государства», — следует из сопроводительных материалов к законопроекту. Вступление документа в силу предполагается 1 сентября 2025 года.
Проблема уклонения работодателей от надлежащего оформления трудовых отношений по-прежнему актуальна, констатирует пояснительная записка. За 2024 год Роструд выявил свыше 829,4 тыс. граждан, находящихся в неформальных трудовых отношениях (то есть осуществляющих деятельность без трудового договора или лицензии, а также получающих зарплаты в конверте) — это на 4,3% больше, чем годом ранее. За заключение гражданско-правового договора, регулирующего фактически трудовые отношения, можно попасть в реестр работодателей с нелегальной занятостью, который ведется Рострудом с 2025 года. РБК направил запрос в Минтруд.
Сейчас ТК определяет трудовые отношения как основанные на соглашении между работником и работодателем о выполнении трудовой функции в интересах и под контролем работодателя. Трудовые отношения подразумевают обеспечение сотруднику условий труда и подчинение его трудовому распорядку.
Минтруд предлагает расширить определение трудовых отношений, дополнив их следующими характерными признаками:
Указанные признаки трудовых отношений были определены Минтрудом на основании постановления пленума Верховного суда, которым российские суды в основном руководствуются при рассмотрении соответствующих дел. Несмотря на наличие постановления, сегодня сложилась различная судебная практика квалификации гражданско-правовых и трудовых отношений, указано в пояснительной записке.
Правильное разграничение трудового договора и смежных гражданско-правовых договоров имеет практическое значение, настаивает Минтруд. Ведь трудовые права и обязанности, установленные законодательством о труде (в том числе право на ежегодный отпуск, оплату не ниже минимального размера оплаты труда), распространяются только на лиц, заключивших трудовые договоры.
Законопроект также предлагает расширить полномочия Роструда — инспекция будет наделена правом обращаться в суд с иском о признании отношений трудовыми. Государственный инспектор сможет это сделать в случае, если ранее работодателю было вынесено предписание об устранении соответствующего нарушения, но оно не было выполнено.
«Работник, с которым работодатель не оформил трудовые отношения, всегда является экономически слабой и зависимой от работодателя стороной, что зачастую не позволяет ему самостоятельно обратиться в суд (или в инспекцию труда) с соответствующим заявлением», — аргументируют необходимость изменений в ведомстве.
Разработчик законопроекта указывает, что поставил перед собой «концептуальную задачу» — путем наделения Роструда правом обращения в суд не только повысить эффективность защиты прав граждан, но и обеспечить достижение экономических интересов государства. Как следует из сопроводительных материалов к законопроекту, в ситуации подмены трудовых отношений гражданско-правовыми эти интересы «грубо игнорируются», приводя к распространению неформальной занятости.
Помимо нарушения прав работников, Минтруд выделяет такие недостатки неформальной занятости:
Если исполнитель — физлицо, заключившее гражданско-правовой договор, то работодатель уплачивает за него такой же НДФЛ, как и за работника, и те же страховые взносы по единому тарифу (за исключением взносов на травматизм). Однако часто такие договоры заключают с самозанятыми, которые сами платят налог на профессиональный доход (4 или 6% с дохода).
Сейчас Роструд может только выдавать предписания об устранении допущенных нарушений трудового законодательства или привлекать работодателей к административной ответственности по ч. 4 ст. 5.27 КоАП, говорит адвокат Orchards Петр Мацкевич. «Однако такие меры не всегда эффективны: организация (работодатель) может исполнить предписание, фактически расторгнув договор с гражданином. <...> Без решения суда выводы Роструда достаточно неустойчивы. Более того, часто акты инспекции отменяются в судебном порядке в связи с процедурными нарушениями», — отмечает он.
Инициатива Минтруда вполне целесообразная, она способна ускорить процесс выявления нарушений, в частности при подмене трудовых отношений самозанятостью, считает профессор Финансового университета при правительстве Александр Сафонов. «На практике инспекторы будут действовать строго по этому списку — им четко указали, что искать. Кроме того, судебная практика станет более «чистой», наличие таких критериев исключает двойную трактовку», — поясняет эксперт.
Внесение предлагаемых изменений в Трудовой кодекс назрело давно, считает зампредседателя коллегии адвокатов «Сулим и партнеры» Даниил Черных-Аипов. «По сути, это единственный способ обеспечения надлежащей защиты интересов сотрудников, исполняющих свои обязанности без заключения с ними трудового договора. Закрепление признаков трудовых отношений способно если не искоренить такую практику, то определенно снизить шансы на злоупотребление правом со стороны нанимателей в случае возникновения конфликтных ситуаций», — полагает он.
Перечень признаков, который предлагается закрепить, является весьма примерным, замечает Мацкевич. «Часть из них в принципе является размытой: что такое «устойчивый и стабильный характер отношений», как именно должна проявляться «подчиненность и зависимость труда», «зависимость» от чего или от кого?» — рассуждает он. В то же время некоторые признаки могут и не встречаться в конкретных отношениях: например, далеко не каждый работник получает компенсацию расходов на поездки, поскольку у него они в принципе отсутствуют.
Впрочем, закрепление признаков в Трудовом кодексе не значит, что компании не смогут нарушать трудовое законодательство, предупреждает Сафонов. По его словам, один из популярных сегодня способов незаконной оптимизации налоговой нагрузки на труд — схема, связанная с аутстаффингом. «Компании создают аффилированные организации и нанимают в них людей на договоры гражданско-правового характера (ГПХ), которые де-факто выполняют задачи в интересах основного бизнеса. Поймать их на этом сложно», — приводит пример эксперт.
Не дает ответов перечень и на вопросы, связанные с платформенной занятостью, обращает внимание Сафонов. Он отмечает, что у таких занятых, например у курьеров и таксистов, есть многие признаки «классических трудовых отношений». Тем не менее сейчас большинство из них работают по договорам ГПХ. Власти разрабатывают отдельное регулирование для платформенных занятых с 2023 года, писал РБК, однако законопроект до сих пор не внесен в Госдуму.
Законопроект также предлагает наделить Федеральную службу по труду и занятости (Роструд) новыми полномочиями — в частности, правом обратиться в суд, чтобы признать отношения трудовыми. Минтруд называет это предложение ключевой идеей законопроекта. «Это не только повысит эффективность имеющихся механизмов защиты нарушенных трудовых прав граждан, но и обеспечит достижение экономических интересов государства», — следует из сопроводительных материалов к законопроекту. Вступление документа в силу предполагается 1 сентября 2025 года.
Проблема уклонения работодателей от надлежащего оформления трудовых отношений по-прежнему актуальна, констатирует пояснительная записка. За 2024 год Роструд выявил свыше 829,4 тыс. граждан, находящихся в неформальных трудовых отношениях (то есть осуществляющих деятельность без трудового договора или лицензии, а также получающих зарплаты в конверте) — это на 4,3% больше, чем годом ранее. За заключение гражданско-правового договора, регулирующего фактически трудовые отношения, можно попасть в реестр работодателей с нелегальной занятостью, который ведется Рострудом с 2025 года. РБК направил запрос в Минтруд.
Сейчас ТК определяет трудовые отношения как основанные на соглашении между работником и работодателем о выполнении трудовой функции в интересах и под контролем работодателя. Трудовые отношения подразумевают обеспечение сотруднику условий труда и подчинение его трудовому распорядку.
Минтруд предлагает расширить определение трудовых отношений, дополнив их следующими характерными признаками:
Указанные признаки трудовых отношений были определены Минтрудом на основании постановления пленума Верховного суда, которым российские суды в основном руководствуются при рассмотрении соответствующих дел. Несмотря на наличие постановления, сегодня сложилась различная судебная практика квалификации гражданско-правовых и трудовых отношений, указано в пояснительной записке.
Правильное разграничение трудового договора и смежных гражданско-правовых договоров имеет практическое значение, настаивает Минтруд. Ведь трудовые права и обязанности, установленные законодательством о труде (в том числе право на ежегодный отпуск, оплату не ниже минимального размера оплаты труда), распространяются только на лиц, заключивших трудовые договоры.
Законопроект также предлагает расширить полномочия Роструда — инспекция будет наделена правом обращаться в суд с иском о признании отношений трудовыми. Государственный инспектор сможет это сделать в случае, если ранее работодателю было вынесено предписание об устранении соответствующего нарушения, но оно не было выполнено.
«Работник, с которым работодатель не оформил трудовые отношения, всегда является экономически слабой и зависимой от работодателя стороной, что зачастую не позволяет ему самостоятельно обратиться в суд (или в инспекцию труда) с соответствующим заявлением», — аргументируют необходимость изменений в ведомстве.
Разработчик законопроекта указывает, что поставил перед собой «концептуальную задачу» — путем наделения Роструда правом обращения в суд не только повысить эффективность защиты прав граждан, но и обеспечить достижение экономических интересов государства. Как следует из сопроводительных материалов к законопроекту, в ситуации подмены трудовых отношений гражданско-правовыми эти интересы «грубо игнорируются», приводя к распространению неформальной занятости.
Помимо нарушения прав работников, Минтруд выделяет такие недостатки неформальной занятости:
Если исполнитель — физлицо, заключившее гражданско-правовой договор, то работодатель уплачивает за него такой же НДФЛ, как и за работника, и те же страховые взносы по единому тарифу (за исключением взносов на травматизм). Однако часто такие договоры заключают с самозанятыми, которые сами платят налог на профессиональный доход (4 или 6% с дохода).
Сейчас Роструд может только выдавать предписания об устранении допущенных нарушений трудового законодательства или привлекать работодателей к административной ответственности по ч. 4 ст. 5.27 КоАП, говорит адвокат Orchards Петр Мацкевич. «Однако такие меры не всегда эффективны: организация (работодатель) может исполнить предписание, фактически расторгнув договор с гражданином. <...> Без решения суда выводы Роструда достаточно неустойчивы. Более того, часто акты инспекции отменяются в судебном порядке в связи с процедурными нарушениями», — отмечает он.
Инициатива Минтруда вполне целесообразная, она способна ускорить процесс выявления нарушений, в частности при подмене трудовых отношений самозанятостью, считает профессор Финансового университета при правительстве Александр Сафонов. «На практике инспекторы будут действовать строго по этому списку — им четко указали, что искать. Кроме того, судебная практика станет более «чистой», наличие таких критериев исключает двойную трактовку», — поясняет эксперт.
Внесение предлагаемых изменений в Трудовой кодекс назрело давно, считает зампредседателя коллегии адвокатов «Сулим и партнеры» Даниил Черных-Аипов. «По сути, это единственный способ обеспечения надлежащей защиты интересов сотрудников, исполняющих свои обязанности без заключения с ними трудового договора. Закрепление признаков трудовых отношений способно если не искоренить такую практику, то определенно снизить шансы на злоупотребление правом со стороны нанимателей в случае возникновения конфликтных ситуаций», — полагает он.
Перечень признаков, который предлагается закрепить, является весьма примерным, замечает Мацкевич. «Часть из них в принципе является размытой: что такое «устойчивый и стабильный характер отношений», как именно должна проявляться «подчиненность и зависимость труда», «зависимость» от чего или от кого?» — рассуждает он. В то же время некоторые признаки могут и не встречаться в конкретных отношениях: например, далеко не каждый работник получает компенсацию расходов на поездки, поскольку у него они в принципе отсутствуют.
Впрочем, закрепление признаков в Трудовом кодексе не значит, что компании не смогут нарушать трудовое законодательство, предупреждает Сафонов. По его словам, один из популярных сегодня способов незаконной оптимизации налоговой нагрузки на труд — схема, связанная с аутстаффингом. «Компании создают аффилированные организации и нанимают в них людей на договоры гражданско-правового характера (ГПХ), которые де-факто выполняют задачи в интересах основного бизнеса. Поймать их на этом сложно», — приводит пример эксперт.
Не дает ответов перечень и на вопросы, связанные с платформенной занятостью, обращает внимание Сафонов. Он отмечает, что у таких занятых, например у курьеров и таксистов, есть многие признаки «классических трудовых отношений». Тем не менее сейчас большинство из них работают по договорам ГПХ. Власти разрабатывают отдельное регулирование для платформенных занятых с 2023 года, писал РБК, однако законопроект до сих пор не внесен в Госдуму.