Минтранс поддерживает предложение изменить схему вывоза угля в восточном направлении железной дорогой, которое подразумевает отмену соглашений РЖД с пятью добывающими регионами, кроме Кузбасса, и предоставления такой возможности компаниям напрямую, сообщили РБК в пресс-службе ведомства.
В среду, 30 октября, эта идея рассматривалась на совещании под председательством вице-премьера Виталия Савельева с главами Минтранса, Минэнерго, Минэкономразвития и РЖД, рассказал источник РБК в кабмине. По его итогам также было предложено изучить возможность заключения соглашений между перевозчиком и Новосибирской областью. Поводом к обсуждению послужило недавнее предложение гендиректора железнодорожной монополии Олега Белозерова о непродлении соглашений со всеми угледобывающими регионами, которые в 2024 году распространяются на Кузбасс, Якутию, Бурятию, Хакасию, Иркутскую область и Тыву. Исключением может стать только Кемеровская область. В этом году квотирование перевозок твердого топлива в порты востока предусмотрено в объеме порядка 100 млн т, большая часть из которых, 54,1 млн т, приходится на Кузбасс.
Среди аргументов Белозерова за отмену угольных квот, которые он изложил в письме к президенту Владимиру Путину, — риск недофинансирования инвестпрограммы, в следствие чего компания будет вынуждена сократить 30 тыс. работников, задействованных в реализации инфраструктурных железнодорожных проектов, консервации строительных объектов, недостижения к 2030 году «национальной цели» по росту экспорта несырьевых неэнергетических грузов, а также потенциальная потеря 25 млрд руб. доховдов. По оценке РЖД, сейчас перевозки в восточном направлении обеспечивают более 30% доходов холдинга, около 60% провозной способности БАМа и Транссиба использовано для транспортировки угля по соглашениям. При этом доходность перевозок неугольных грузов в 1,8 раза выше доходности перевозок твердого топлива.
Об этом же говорят и в Минтрансе, указывая, что дополнительные преференции по вывозу угля приводят к сокращению перевозок других высокодоходных грузов, которые обеспечивают «больший вклад в российскую экономику». «Таким образом, необходимо найти компромиссные решения данного вопроса, отвечающие интересам как бизнеса, так и государства», — подчеркнул представитель ведомства.
Очередность перевозки грузов без заключения соглашений, предусмотренная правилами недискриминационного доступа к инфраструктуре железнодорожного транспорта (ПНД; вступят в силу с 1 января 2025 года после более чем двухлетней приостановки), имеет ряд преимуществ, в том числе для угольных компаний, считают в Минтрансе. Так, угольщики Новосибирской области получат возможность отправки своей продукции на экспорт в восточном направлении «при соблюдении паритета» с другими грузоотправителями.
Транспортное ведомство, в свою очередь, поддерживает предложение о заключении соглашений только с Кузбассом. В отношении других регионов предлагается перейти на прямое взаимодействие компаний и РЖД. В соглашениях между угольщиками и перевозчиком должны быть указаны объемы вывоза в грузовых вагонах. Это позволит стимулировать использование вагонов с улучшенными техническими характеристиками ((речь идет о полувагонах с повышенной грузоподъемностью, которые используются для транспортировки насыпных грузов, в том числе угля. — РБК).
«Объем вывоза угольной продукции в 2025 году на экспорт в восточном направлении по уже заключенным соглашениям (с учетом Новосибирской области), должен быть не выше объема текущего года, так как прирост перевозки других высокодоходных грузов положительно повлияет на налоговые поступления в региональные бюджеты», — заключили в пресс-службе Минтранса.
В среду, 30 октября, эта идея рассматривалась на совещании под председательством вице-премьера Виталия Савельева с главами Минтранса, Минэнерго, Минэкономразвития и РЖД, рассказал источник РБК в кабмине. По его итогам также было предложено изучить возможность заключения соглашений между перевозчиком и Новосибирской областью. Поводом к обсуждению послужило недавнее предложение гендиректора железнодорожной монополии Олега Белозерова о непродлении соглашений со всеми угледобывающими регионами, которые в 2024 году распространяются на Кузбасс, Якутию, Бурятию, Хакасию, Иркутскую область и Тыву. Исключением может стать только Кемеровская область. В этом году квотирование перевозок твердого топлива в порты востока предусмотрено в объеме порядка 100 млн т, большая часть из которых, 54,1 млн т, приходится на Кузбасс.
Среди аргументов Белозерова за отмену угольных квот, которые он изложил в письме к президенту Владимиру Путину, — риск недофинансирования инвестпрограммы, в следствие чего компания будет вынуждена сократить 30 тыс. работников, задействованных в реализации инфраструктурных железнодорожных проектов, консервации строительных объектов, недостижения к 2030 году «национальной цели» по росту экспорта несырьевых неэнергетических грузов, а также потенциальная потеря 25 млрд руб. доховдов. По оценке РЖД, сейчас перевозки в восточном направлении обеспечивают более 30% доходов холдинга, около 60% провозной способности БАМа и Транссиба использовано для транспортировки угля по соглашениям. При этом доходность перевозок неугольных грузов в 1,8 раза выше доходности перевозок твердого топлива.
Об этом же говорят и в Минтрансе, указывая, что дополнительные преференции по вывозу угля приводят к сокращению перевозок других высокодоходных грузов, которые обеспечивают «больший вклад в российскую экономику». «Таким образом, необходимо найти компромиссные решения данного вопроса, отвечающие интересам как бизнеса, так и государства», — подчеркнул представитель ведомства.
Очередность перевозки грузов без заключения соглашений, предусмотренная правилами недискриминационного доступа к инфраструктуре железнодорожного транспорта (ПНД; вступят в силу с 1 января 2025 года после более чем двухлетней приостановки), имеет ряд преимуществ, в том числе для угольных компаний, считают в Минтрансе. Так, угольщики Новосибирской области получат возможность отправки своей продукции на экспорт в восточном направлении «при соблюдении паритета» с другими грузоотправителями.
Транспортное ведомство, в свою очередь, поддерживает предложение о заключении соглашений только с Кузбассом. В отношении других регионов предлагается перейти на прямое взаимодействие компаний и РЖД. В соглашениях между угольщиками и перевозчиком должны быть указаны объемы вывоза в грузовых вагонах. Это позволит стимулировать использование вагонов с улучшенными техническими характеристиками ((речь идет о полувагонах с повышенной грузоподъемностью, которые используются для транспортировки насыпных грузов, в том числе угля. — РБК).
«Объем вывоза угольной продукции в 2025 году на экспорт в восточном направлении по уже заключенным соглашениям (с учетом Новосибирской области), должен быть не выше объема текущего года, так как прирост перевозки других высокодоходных грузов положительно повлияет на налоговые поступления в региональные бюджеты», — заключили в пресс-службе Минтранса.