ВТБ планирует до конца первого квартала 2025 года провести оценку финансового положения судостроительного завода Звезда в Большом Камне Приморского края и объема инвестиций, который потребуется для развития предприятия, рассказал в интервью Reuters президент, председатель правления банка Андрей Костин. После этого начнутся переговоры ВТБ с текущим владельцем завода — «Роснефтью», — о сумме и структуре сделки.
«Сделка в самом начале пути. Мы только на днях подписали трехстороннее соглашение: между ОСК, ВТБ и «Роснефтью» относительно проведения оценки. Мы пока не заходили на предприятие. По большому счету, знаем только из печати, да из разговоров, что там происходит. Не знаем ни финансового положения, ни какие будут затраты, — сказал Костин. — Нам, я думаю, сложно будет заплатить сразу все, может, от нас и не будут ждать всю сумму. Когда мы поймем масштаб или стоимость, тогда будем думать, каким образом расплачиваться».
Топ-менеджер отметил, что считают консолидацию отрасли «правильным делом», подчеркнул, что банк намерен участвовать в нем долго и серьезно. «Звезда — единственное современное (судостроительное, — РБК) предприятие, которое было построено за последние годы, с хорошими технологиями, но и со своими проблемами тоже», — добавил глава ВТБ.
В ноябре РБК рассказывал о предложении «Роснефти» продать завод «Звезда» и обеспечивающий его крупноформатным стальным листом Приморский металлургический завод банку ВТБ. Соответствующее обращение было направлено президенту Владимиру Путину, который передачу верфи согласовал, говорили источники РБК в судостроительной отрасли.
Комплекс крупнотоннажного судостроения «Звезда» в Приморье — единственная верфь, построенная с нуля в постсоветское время. Его создание началось в 2009 году по поручению главы государства. Изначально проектом занималась Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) и корейская Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering Co., но в 2012 году последняя вышла из него. После этого проект передали консорциуму «Роснефти» и Газпромбанка, которые получили 75% в проекте, у ОСК остался блокпакет, но постепенно ее доля снижалась. Роснефть стала якорным заказчиком проекта. В постройке на предприятии находятся нефтяные танкеры, газовозы для НОВАТЭК, крупнейший в мире атомный ледокол Лидер проекта 10510 мощностью 120 МВт на валах, его цена превышает 120 млрд руб.
Андрей Костин говорит в интервью, что на модернизацию верфей в Санкт-Петербурге и на развитие судостроения на Дальнем Востоке в ближайшие пять-шесть лет потребуется от 500 до 750 млрд руб. «При нашем уровне прибыльности, наверное, такие деньги можно собрать. Будем стараться планы выполнять. Мы ведем речь о гражданском производстве. Все-так в ОСК в основном военная продукция, но мы как раз фокусируемся на том, что нам поставили целью — гражданское производство, которое у нас очень слабо развито в силу того, что еще Советский Союз не заложил традиций. СССР в основном строил гражданские суда в Польше, ГДР, Финляндии, где угодно, но не в Союзе», — сказал он.
Только номинальная стоимость «Звезды» и связанных с ней проектных активов оценивается в обращении «Роснефти» в 250 млрд руб. Также ВТБ планирует строить отдельную крупнотоннажную верфь во Владивостоке.
Прибыль банка в ближайшие годы будет направляться через Минфин на развитие отрасли, в ОСК, добавил топ-менеджер. Дивиденды банка не заложены в бюджет, как по этой причине, так и из-за антициклической надбавки, которая снизит возможности банка по кредитованию, а значит, и его прибыль в будущем.
Кроме инвестиций в ОСК, ВТБ понадобятся средства на покрытие дефицита от работы корпорации до 2030 года. На Восточном экономическом форуме в сентябре Костин раскрыл итоги аудита ОСК Минфином. Дефицит средств корпорации до 2030 года оценен в 1,029 трлн руб. «Что мы под ним понимаем: дефицит денежных средств — это финансирование собственной деятельности ОСК, погашение обязательств, без источников финансирования, в том числе кредиты, не обеспеченные товарной продукцией, и средства на достройку убыточных заказов. Это не развитие, это вообще не инвестиции. Это нынешнее состояние, чтобы прожить пять лет и не завалиться», — говорил он на встрече с журналистами.
«Сделка в самом начале пути. Мы только на днях подписали трехстороннее соглашение: между ОСК, ВТБ и «Роснефтью» относительно проведения оценки. Мы пока не заходили на предприятие. По большому счету, знаем только из печати, да из разговоров, что там происходит. Не знаем ни финансового положения, ни какие будут затраты, — сказал Костин. — Нам, я думаю, сложно будет заплатить сразу все, может, от нас и не будут ждать всю сумму. Когда мы поймем масштаб или стоимость, тогда будем думать, каким образом расплачиваться».
Топ-менеджер отметил, что считают консолидацию отрасли «правильным делом», подчеркнул, что банк намерен участвовать в нем долго и серьезно. «Звезда — единственное современное (судостроительное, — РБК) предприятие, которое было построено за последние годы, с хорошими технологиями, но и со своими проблемами тоже», — добавил глава ВТБ.
В ноябре РБК рассказывал о предложении «Роснефти» продать завод «Звезда» и обеспечивающий его крупноформатным стальным листом Приморский металлургический завод банку ВТБ. Соответствующее обращение было направлено президенту Владимиру Путину, который передачу верфи согласовал, говорили источники РБК в судостроительной отрасли.
Комплекс крупнотоннажного судостроения «Звезда» в Приморье — единственная верфь, построенная с нуля в постсоветское время. Его создание началось в 2009 году по поручению главы государства. Изначально проектом занималась Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) и корейская Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering Co., но в 2012 году последняя вышла из него. После этого проект передали консорциуму «Роснефти» и Газпромбанка, которые получили 75% в проекте, у ОСК остался блокпакет, но постепенно ее доля снижалась. Роснефть стала якорным заказчиком проекта. В постройке на предприятии находятся нефтяные танкеры, газовозы для НОВАТЭК, крупнейший в мире атомный ледокол Лидер проекта 10510 мощностью 120 МВт на валах, его цена превышает 120 млрд руб.
Андрей Костин говорит в интервью, что на модернизацию верфей в Санкт-Петербурге и на развитие судостроения на Дальнем Востоке в ближайшие пять-шесть лет потребуется от 500 до 750 млрд руб. «При нашем уровне прибыльности, наверное, такие деньги можно собрать. Будем стараться планы выполнять. Мы ведем речь о гражданском производстве. Все-так в ОСК в основном военная продукция, но мы как раз фокусируемся на том, что нам поставили целью — гражданское производство, которое у нас очень слабо развито в силу того, что еще Советский Союз не заложил традиций. СССР в основном строил гражданские суда в Польше, ГДР, Финляндии, где угодно, но не в Союзе», — сказал он.
Только номинальная стоимость «Звезды» и связанных с ней проектных активов оценивается в обращении «Роснефти» в 250 млрд руб. Также ВТБ планирует строить отдельную крупнотоннажную верфь во Владивостоке.
Прибыль банка в ближайшие годы будет направляться через Минфин на развитие отрасли, в ОСК, добавил топ-менеджер. Дивиденды банка не заложены в бюджет, как по этой причине, так и из-за антициклической надбавки, которая снизит возможности банка по кредитованию, а значит, и его прибыль в будущем.
Кроме инвестиций в ОСК, ВТБ понадобятся средства на покрытие дефицита от работы корпорации до 2030 года. На Восточном экономическом форуме в сентябре Костин раскрыл итоги аудита ОСК Минфином. Дефицит средств корпорации до 2030 года оценен в 1,029 трлн руб. «Что мы под ним понимаем: дефицит денежных средств — это финансирование собственной деятельности ОСК, погашение обязательств, без источников финансирования, в том числе кредиты, не обеспеченные товарной продукцией, и средства на достройку убыточных заказов. Это не развитие, это вообще не инвестиции. Это нынешнее состояние, чтобы прожить пять лет и не завалиться», — говорил он на встрече с журналистами.