Вечером 27 июня в США прошли первые предвыборные дебаты между действующим президентом Джо Байденом и его предшественником Дональдом Трампом, который вновь баллотируется от Республиканской партии. При этом оба они еще формально не выдвинуты в качестве кандидатов — это произойдет на партийных конвенциях (съездах) республиканцев и демократов в июле и августе, соответственно. Однако Байден и Трамп — фактически безальтернативные претенденты, их оппоненты не сумели заручиться сколько-нибудь существенной поддержкой в ходе предварительных выборов — праймериз и кокусов.
Предвыборный штаб Байдена решился на проведение дебатов в надежде создать выгодный контраст между действующим главой государства и Трампом, которого несколькими неделями ранее признали виновным в подлоге финансовой документации с целью скрыть в разгар президентской кампании 2016 года интимную связь с порноактрисой Сторми Дэниелс. Но ставка не сыграла: уже с первых минут дебатов Байден стал запинаться, путаться в словах и терять ход мысли, и один раз даже не смог закончить предложение — что тут же подметил его оппонент. Вместо демонстрации силы дебаты стали очередным напоминанием о преклонном возрасте 81-летнего президента, который выглядел заметно менее собранным и энергичным, чем на дебатах четырьмя годами ранее. На этом фоне Трамп, пусть и признанный виновным по одному делу и проходящий в качестве обвиняемого по трем другим, звучал более убедительно: 67% телезрителей CNN, выступившего организатором дебатов, признали победителем республиканца.
Выступление Байдена не на шутку встревожило руководство и политтехнологов Демократической партии. Еще во время прямого эфира они принялись обмениваться тревожными сообщениями и звонками, а некоторые из них даже выступили с публичными заявлениями. «У Байдена была очень низкая планка на дебатах, и он не смог преодолеть даже ее. Он казался неподготовленным, растерянным и недостаточно сильным, чтобы эффективно парировать действия Трампа, который постоянно лжет», — написал в соцсети X бывший министр жилищного строительства и городского развития Джулиан Кастро.
Один из главных доноров предвыборной кампании президента, пожелавший остаться неизвестным, заявил Reuters о необходимости замены Байдена более молодым политиком — 56-летним губернатором Калифорнии Гэвином Ньюсомом, 59-летним губернатором Иллинойса Джеем Робертом Прицкером, 52-летним губернатором Мичигана Гретхен Уитмер или 46-летним губернатором Кентукки Энди Беширом. Собеседник издания также предположил, что из-за чрезмерной упрямости Байдена уговорить его сняться с гонки сможет лишь его супруга Джилл.
На встрече со сторонниками, которая прошла в Северной Каролине на следующий день после дебатов, Байден и сам признал, что его возраст дает о себе знать, хотя и попытался обернуть это себе на пользу. «Я хожу не так легко, как раньше, я говорю не так гладко, как раньше, я не веду дебаты так хорошо, как раньше, — заявил он. — Я бы не баллотировался снова, если бы не верил всем сердцем и душой, что справлюсь с этой работой. Ставки слишком высоки». Аналогичные заверения звучали и на трех других предвыборных митингах в пятницу и субботу. За три дня после дебатов президента и его предвыборному штабу удалось собрать $33 млн на нужды кампании. Однако когда его кортеж направлялся на очередное мероприятие в Хэмптоне (штат Нью-Йорк) 29 июня, его встречали с транспарантами «Мы вас любим, но пришло время» и «Пожалуйста, снимитесь ради США».
Несмотря на шквал критики, предвыборный штаб Байдена объявил, что президент не планирует снимать свою кандидатуру. Как сообщает New York Times, это решение всецело поддержали родные президента: Джилл Байден наряду с сыном президента Хантером громче других призывали президента не опускать руки. «Я сказала: «Послушай, Джо, мы не собираемся позволить 90 минутам [дебатов] определять четыре года, которые ты был президентом», — заявила первая леди на мероприятии по сбору средств в Нью-Йорке.
NYT описывает следующие 48 часов после дебатов как «бешеную кампанию по спасению внезапно пошатнувшейся кандидатуры Байдена в рамках [предвыборной] кампании». Все силы предвыборного штаба были брошены на минимизацию ущерба и обзвоны встревоженных конгрессменов-демократов, доноров и доверенных лиц президента (среди них и губернатор Калифорнии Ньюсом). Советники президента старались всячески убедить своих собеседников, что нет ни единой жизнеспособной альтернативы Байдену, и президент еще обязательно докажет, что способен совладать с нагрузками предвыборной кампании.
28 июня Барак Обама, 44-й президент США и по-прежнему один из наиболее популярных среди демократов политиков, написал в соцсетях, что у каждого бывают неудачные дебаты. А утром 30 июня на американских утренних шоу вышли многочисленные интервью видных членов Демократической партии, также призывающих избирателей спокойнее отнестись к исходу прошедших дебатов и поддержать президента. «Давайте не будем выносить суждение о президентстве на основании одних дебатов. Давайте поговорим о том, что это значит для людей в их жизни <...> разница между Джо Байденом и бывшим президентом слишком очевидна», — заявила CNN бывший спикер палаты представителей Нэнси Пелоси.
Одновременно окружение Байдена начало искать всяческие оправдания его провалу. Неуверенное выступление списали на простуду и кислотный рефлюкс, из-за которого Байдену приходилось кашлять и делать паузы. Конгрессмен-демократ из Нью-Йорка Грегори Микс предположил, что президент звучал бессвязно, потому что пытался вместить слишком много информации в свои ремарки.
Затем предвыборный штаб принялся винить американские СМИ в излишней драматизации ситуации. Первые полосы крупнейших изданий на протяжении трех дней пестрели заголовками вроде «Катастрофа для Джо Байдена», «Выступление Байдена — это кошмар для демократов», «Неуклюжее выступление и паникующая партия», а в самих статьях слово «дебаты» редко когда не сопровождалось эпитетами «ужасные» и «катастрофические». Под горячую руку попал и CNN: штаб Байдена раскритиковал телеканал за то, что модераторы не ловили Трампа на лжи, президенту не сказали, в какую камеру смотреть, а грим сделал его слишком бледным.
Родные и близкие Байдена винят во всем случившемся предвыборный штаб и советников президента, которые то ли недостаточно хорошо подготовили его к дебатам, то ли, наоборот, переутомили его. Основной груз ответственности возлагают на трех человек — старшего советника президента Аниту Данн, ее мужа и юридического советника Боба Бауэра, который изображал Трампа на репетициях дебатов в президентской резиденции Кэмп-Дэвиде, а также на бывшего главу администрации Рона Клейна, который руководил подготовкой к дебатам. Близкий к брату президента донор Демпартии США Джон Морган призвал к незамедлительному увольнению всех троих. «Это было бы похоже на то, как если бы вы взяли профессионального бойца, который собирался провести титульный бой, и посадили его в сауну на 15 часов, а затем сказали: «Иди дерись», — описал он процесс подготовки Байдена.
Впрочем, Байден навряд ли прислушается к этим призывам. NYT утверждает, что сам президент доволен работой Данн, Бауэра и Клейна. CNN отмечает, что Байден склонен к тому, чтобы защищать свое ближайшее окружение, и крайне не любит увольнять помощников. По состоянию на 30 июня никаких серьезных кадровых изменений в его штабе не предвидится. Штаб продолжает тесно работать с партийными функционерами и донорами кампании Байдена, тогда как сам президент может либо провести пресс-конференцию, либо дать серию интервью, призванных восстановить его имидж после неудачных дебатов, согласно информации NYT. Ближайшие несколько дней президент проведет с родными в резиденции Кэмп-Дэвид в обсуждениях того, как спасти свою предвыборную кампанию и утихомирить однопартийцев.
При этом в команде Байдена готовятся к тому, что за дебатами и острой реакции в СМИ на них последует падение рейтингов. Согласно опубликованному 30 июня опросу общественного мнения CBS и YouGov, 72% зарегистрированных избирателей сомневаются, что Байден обладает достаточным психическим и когнитивным здоровьем, чтобы занимать пост президента — это на 7% выше, чем месяцем ранее.
CNN допускает, что если ситуация пойдет по наихудшему сценарию, то Байден может сняться с гонки — если это покажется ему наилучшим выходом из ситуации. Публикация все новых опросов общественного мнения, подтверждающих, что позиции Байдена значительно ослабевают, может спровоцировать еще одну волну паники. В современной истории США ни один действующий президент или кандидат в президенты от Демпартии не сталкивался с сопоставимым шквалом призывов к снятию с гонки со стороны СМИ, традиционно симпатизирующих демократам, отмечает телеканал.
Съезд демократов, в ходе которого делегаты должны будут выдвинуть кандидата в президенты, пройдет 19 — 22 августа. При этом в ряде штатов крайний срок подачи документов для включения в избирательные бюллетени истекает раньше: планировалось, что для соблюдения всех формальностей Байдена номинируют «виртуально» еще в начале августа. Тем самым, у Демпартии остается немногим больше месяца, чтобы принять решение о том, поддержать действующего президента или сделать ставку на совсем нового кандидата, со всеми сопряженными с этим рисками.
Тем временем ряд конгрессменов-демократы уже смещают фокус внимания на парламентскую гонку, отмечает Politico, чтобы заполучить контроль над обеими палатами Конгресса (сейчас у демократов большинство только в сенате) и затем использовать это для сдерживания Трампа в случае его возвращения в Белый дом. «Я говорю своим донорам так: палата представителей — это последний бастион, ребята. Мы должны заполучить контроль над палатой представителей. 99% людей, с которыми я разговаривал, тут же доставали кредитные карточки», — рассказал изданию один конгрессмен на условиях анонимности.
Предвыборный штаб Байдена решился на проведение дебатов в надежде создать выгодный контраст между действующим главой государства и Трампом, которого несколькими неделями ранее признали виновным в подлоге финансовой документации с целью скрыть в разгар президентской кампании 2016 года интимную связь с порноактрисой Сторми Дэниелс. Но ставка не сыграла: уже с первых минут дебатов Байден стал запинаться, путаться в словах и терять ход мысли, и один раз даже не смог закончить предложение — что тут же подметил его оппонент. Вместо демонстрации силы дебаты стали очередным напоминанием о преклонном возрасте 81-летнего президента, который выглядел заметно менее собранным и энергичным, чем на дебатах четырьмя годами ранее. На этом фоне Трамп, пусть и признанный виновным по одному делу и проходящий в качестве обвиняемого по трем другим, звучал более убедительно: 67% телезрителей CNN, выступившего организатором дебатов, признали победителем республиканца.
Выступление Байдена не на шутку встревожило руководство и политтехнологов Демократической партии. Еще во время прямого эфира они принялись обмениваться тревожными сообщениями и звонками, а некоторые из них даже выступили с публичными заявлениями. «У Байдена была очень низкая планка на дебатах, и он не смог преодолеть даже ее. Он казался неподготовленным, растерянным и недостаточно сильным, чтобы эффективно парировать действия Трампа, который постоянно лжет», — написал в соцсети X бывший министр жилищного строительства и городского развития Джулиан Кастро.
Один из главных доноров предвыборной кампании президента, пожелавший остаться неизвестным, заявил Reuters о необходимости замены Байдена более молодым политиком — 56-летним губернатором Калифорнии Гэвином Ньюсомом, 59-летним губернатором Иллинойса Джеем Робертом Прицкером, 52-летним губернатором Мичигана Гретхен Уитмер или 46-летним губернатором Кентукки Энди Беширом. Собеседник издания также предположил, что из-за чрезмерной упрямости Байдена уговорить его сняться с гонки сможет лишь его супруга Джилл.
На встрече со сторонниками, которая прошла в Северной Каролине на следующий день после дебатов, Байден и сам признал, что его возраст дает о себе знать, хотя и попытался обернуть это себе на пользу. «Я хожу не так легко, как раньше, я говорю не так гладко, как раньше, я не веду дебаты так хорошо, как раньше, — заявил он. — Я бы не баллотировался снова, если бы не верил всем сердцем и душой, что справлюсь с этой работой. Ставки слишком высоки». Аналогичные заверения звучали и на трех других предвыборных митингах в пятницу и субботу. За три дня после дебатов президента и его предвыборному штабу удалось собрать $33 млн на нужды кампании. Однако когда его кортеж направлялся на очередное мероприятие в Хэмптоне (штат Нью-Йорк) 29 июня, его встречали с транспарантами «Мы вас любим, но пришло время» и «Пожалуйста, снимитесь ради США».
Несмотря на шквал критики, предвыборный штаб Байдена объявил, что президент не планирует снимать свою кандидатуру. Как сообщает New York Times, это решение всецело поддержали родные президента: Джилл Байден наряду с сыном президента Хантером громче других призывали президента не опускать руки. «Я сказала: «Послушай, Джо, мы не собираемся позволить 90 минутам [дебатов] определять четыре года, которые ты был президентом», — заявила первая леди на мероприятии по сбору средств в Нью-Йорке.
NYT описывает следующие 48 часов после дебатов как «бешеную кампанию по спасению внезапно пошатнувшейся кандидатуры Байдена в рамках [предвыборной] кампании». Все силы предвыборного штаба были брошены на минимизацию ущерба и обзвоны встревоженных конгрессменов-демократов, доноров и доверенных лиц президента (среди них и губернатор Калифорнии Ньюсом). Советники президента старались всячески убедить своих собеседников, что нет ни единой жизнеспособной альтернативы Байдену, и президент еще обязательно докажет, что способен совладать с нагрузками предвыборной кампании.
28 июня Барак Обама, 44-й президент США и по-прежнему один из наиболее популярных среди демократов политиков, написал в соцсетях, что у каждого бывают неудачные дебаты. А утром 30 июня на американских утренних шоу вышли многочисленные интервью видных членов Демократической партии, также призывающих избирателей спокойнее отнестись к исходу прошедших дебатов и поддержать президента. «Давайте не будем выносить суждение о президентстве на основании одних дебатов. Давайте поговорим о том, что это значит для людей в их жизни <...> разница между Джо Байденом и бывшим президентом слишком очевидна», — заявила CNN бывший спикер палаты представителей Нэнси Пелоси.
Одновременно окружение Байдена начало искать всяческие оправдания его провалу. Неуверенное выступление списали на простуду и кислотный рефлюкс, из-за которого Байдену приходилось кашлять и делать паузы. Конгрессмен-демократ из Нью-Йорка Грегори Микс предположил, что президент звучал бессвязно, потому что пытался вместить слишком много информации в свои ремарки.
Затем предвыборный штаб принялся винить американские СМИ в излишней драматизации ситуации. Первые полосы крупнейших изданий на протяжении трех дней пестрели заголовками вроде «Катастрофа для Джо Байдена», «Выступление Байдена — это кошмар для демократов», «Неуклюжее выступление и паникующая партия», а в самих статьях слово «дебаты» редко когда не сопровождалось эпитетами «ужасные» и «катастрофические». Под горячую руку попал и CNN: штаб Байдена раскритиковал телеканал за то, что модераторы не ловили Трампа на лжи, президенту не сказали, в какую камеру смотреть, а грим сделал его слишком бледным.
Родные и близкие Байдена винят во всем случившемся предвыборный штаб и советников президента, которые то ли недостаточно хорошо подготовили его к дебатам, то ли, наоборот, переутомили его. Основной груз ответственности возлагают на трех человек — старшего советника президента Аниту Данн, ее мужа и юридического советника Боба Бауэра, который изображал Трампа на репетициях дебатов в президентской резиденции Кэмп-Дэвиде, а также на бывшего главу администрации Рона Клейна, который руководил подготовкой к дебатам. Близкий к брату президента донор Демпартии США Джон Морган призвал к незамедлительному увольнению всех троих. «Это было бы похоже на то, как если бы вы взяли профессионального бойца, который собирался провести титульный бой, и посадили его в сауну на 15 часов, а затем сказали: «Иди дерись», — описал он процесс подготовки Байдена.
Впрочем, Байден навряд ли прислушается к этим призывам. NYT утверждает, что сам президент доволен работой Данн, Бауэра и Клейна. CNN отмечает, что Байден склонен к тому, чтобы защищать свое ближайшее окружение, и крайне не любит увольнять помощников. По состоянию на 30 июня никаких серьезных кадровых изменений в его штабе не предвидится. Штаб продолжает тесно работать с партийными функционерами и донорами кампании Байдена, тогда как сам президент может либо провести пресс-конференцию, либо дать серию интервью, призванных восстановить его имидж после неудачных дебатов, согласно информации NYT. Ближайшие несколько дней президент проведет с родными в резиденции Кэмп-Дэвид в обсуждениях того, как спасти свою предвыборную кампанию и утихомирить однопартийцев.
При этом в команде Байдена готовятся к тому, что за дебатами и острой реакции в СМИ на них последует падение рейтингов. Согласно опубликованному 30 июня опросу общественного мнения CBS и YouGov, 72% зарегистрированных избирателей сомневаются, что Байден обладает достаточным психическим и когнитивным здоровьем, чтобы занимать пост президента — это на 7% выше, чем месяцем ранее.
CNN допускает, что если ситуация пойдет по наихудшему сценарию, то Байден может сняться с гонки — если это покажется ему наилучшим выходом из ситуации. Публикация все новых опросов общественного мнения, подтверждающих, что позиции Байдена значительно ослабевают, может спровоцировать еще одну волну паники. В современной истории США ни один действующий президент или кандидат в президенты от Демпартии не сталкивался с сопоставимым шквалом призывов к снятию с гонки со стороны СМИ, традиционно симпатизирующих демократам, отмечает телеканал.
Съезд демократов, в ходе которого делегаты должны будут выдвинуть кандидата в президенты, пройдет 19 — 22 августа. При этом в ряде штатов крайний срок подачи документов для включения в избирательные бюллетени истекает раньше: планировалось, что для соблюдения всех формальностей Байдена номинируют «виртуально» еще в начале августа. Тем самым, у Демпартии остается немногим больше месяца, чтобы принять решение о том, поддержать действующего президента или сделать ставку на совсем нового кандидата, со всеми сопряженными с этим рисками.
Тем временем ряд конгрессменов-демократы уже смещают фокус внимания на парламентскую гонку, отмечает Politico, чтобы заполучить контроль над обеими палатами Конгресса (сейчас у демократов большинство только в сенате) и затем использовать это для сдерживания Трампа в случае его возвращения в Белый дом. «Я говорю своим донорам так: палата представителей — это последний бастион, ребята. Мы должны заполучить контроль над палатой представителей. 99% людей, с которыми я разговаривал, тут же доставали кредитные карточки», — рассказал изданию один конгрессмен на условиях анонимности.