РБК ФНС временно отключала несколько банков от сервиса регистрации бизнеса

Федеральная налоговая служба (ФНС) временно приостанавливала для нескольких крупных банков возможность дистанционно предоставлять клиентам услугу по регистрации ИП и ООО, выяснил РБК. В пятницу, 24 мая, доступа к соответствующему сервису не было у Сбербанка и ВТБ, рассказали РБК два источника на финансовом рынке. По словам одного из них, эта мера также коснулась Альфа-банка, но представитель самого банка сообщил РБК, что его от сервиса не отключали. «Сервис Альфа-банка по регистрации бизнеса функционирует как обычно, услуга предоставляется клиентам в полном объеме», — сказал он. Еще один собеседник РБК на банковском рынке уточнил, что «Сбер» и ВТБ позднее наладили функционирование сервиса.

Спор ФНС и банков не успел отразиться на клиентах, но затронул проблему, с которой сталкиваются многие россияне при регистрации ИП, — многочисленные звонки от банков с предложением дополнительных услуг. Крупные банки оказались временно отрезаны от сервиса ФНС, поскольку нарушали правила подключения к нему — рекламировали услуги физлицам, которые подавали на регистрацию бизнеса самостоятельно на сайте налоговой, утверждает один из источников РБК.

Представитель ФНС не раскрыл информацию о конкретных решениях службы в отношении банков. Однако он сообщил РБК, что в рамках мониторинга доступ банков к сервису электронной регистрации юрлиц и ИП может быть приостановлен. «После того как банками проводится внутренняя работа по исключению таких звонков, доступ к API-сервису восстанавливается», — добавил представитель ФНС.

В Сбербанке и ВТБ не ответили на запросы РБК.

Многочисленные звонки сотрудников банков с предложениями открыть счет ООО или ИП вскоре после подачи заявки — распространенный повод для жалоб среди предпринимателей. Пользователи регулярно публикуют подобные негативные отзывы на форуме banki.ru или платформе «Дзен» (1, 2).

Согласно правилам информационного обмена с сервисом ФНС по электронной регистрации бизнеса, банки, которые подключаются к нему, считаются пользователями и отвечают за достоверность и качество передаваемых в налоговую данных. Они также должны информировать службу обо всех партнерах, которые используют продукты банка для регистрации бизнеса. В документе есть пункт о недопустимости рекламы услуг по открытию расчетных счетов для бизнеса физлицам, которые обращаются за регистрацией ООО или ИП в налоговую сами, без посредничества банков. Участникам рынка по сути запрещена любая коммуникация с такими клиентами — звонки, почтовые отправления, сообщения в популярных мессенджерах и по электронной почте, уведомления в банковских приложениях.

«Цель этого условия — оградить заявителей от навязчивых телефонных звонков в интересах банков сразу после создания юридического лица или индивидуального предпринимателя. Такие звонки с предложением открыть счет вызывают негатив у представителей нового бизнеса, которые считают, что их номера телефонов передали банкам без их согласия», — пояснил представитель налоговой службы. Он подчеркнул, что ФНС «не передает информацию о номерах телефонов компаний без согласия заявителей».

ФНС может в любое время проверить, насколько корректно банки-пользователи соблюдают правила и протоколы информационного обмена с сервисом. Если служба выявит нарушения, то может приостановить доступ кредитной организации к сервису, выдать ей предписание и потребовать устранить нарушения в течение 30 дней. Если банк этого не сделает или допустит повторные аналогичные нарушения в течение одного года, то ФНС вправе отключить ему доступ к информационному обмену в принципе. Служба заранее уведомляет банк о своих решениях, чтобы он мог предупредить своих клиентов, подчеркивает представитель ФНС.

 
Назад
Сверху