Законопроект о локализации в такси нарушает ряд действующих российских законов и может быть оспорен вскоре после принятия. Это следует из письма на имя главы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Максима Шаскольского от Союза пользователей цифровых платформ «Цифровой мир», который объединяет представителей и пользователей транспортных, торговых, медийных, образовательных, кадровых, туристических и др. цифровых платформ и агрегаторов услуг и объявлений.
Речь идет о документе, который позволит регионам устанавливать обязательные требования к уровню локализации автомобилей, используемых в качестве такси. Предполагается, что водители такси будут использовать только машины с определенным уровнем локализации или произведенные в рамках специальных инвестиционных контрактов (СПИК), заключенных в период с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025-го. Проект прошел первое чтение в 2024 году, второе должно состояться в апреле. В случае принятия, норма начнет действовать с 1 октября 2025-го.
СПИК — это соглашение между промышленным инвестором и государством, в рамках которого инвестор обязуется реализовать проект на территории России, вложив не менее 750 млн руб., а государство гарантирует ему стабильность условий бизнеса и меры стимулирования, предусмотренные соглашением. Согласно законопроекту, для целей перевозки легковым такси может использоваться лишь транспортное средство, которому присвоено 3200 баллов локализации и более. По оценке «Цифрового мира», сейчас под эти требования подходят только четыре модели АвтоВАЗ: Lada Vesta, Granta, Largus и Aura.
«Цифровой мир» просит ФАС дать законопроекту правовую оценку. По мнению авторов обращения, предлагаемые в документе нормы:
РБК направил запрос в ФАС.
С момента внесения законопроекта о локализации такси в Госдуму его критиковали общественные и государственные организаций, а также сами сервисы такси.
Так, Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) указывал, что принятие законопроекта в предложенном варианте приведет к значительному сокращению выбора автомобилей для нужд такси, невозможности обеспечения локализации производства в короткий срок, уходу самозанятых водителей и, как следствие, росту цен на такси и дефициту машин для перевозок. Союз предлагал перенести срок вступления закона до 1 сентября 2026 года, а также усовершенствовать госпрограмму поддержки закупок автомобилей для такси, предусмотреть в ней более жесткие требования к локализации, в том числе на основе балльной системы. Чтобы сохранить доступность автомобилей разных классов, РСПП предложил установить предельную стоимость — 3,5 млн руб. для машин, к которым применимо требование о локализации. В РСПП отмечали, что более 75% автомобилей в такси отечественные, но многие самозанятые водители не смогут позволить себе приобрести новые машины, соответствующие требованиям локализации. Уход 100 тыс. самозанятых водителей, по оценке РСПП, может привести к повышению цен на пассажирские перевозки на 15%.
Национальный совет такси в феврале 2025-го предлагал включить в законопроект о локализации меры господдержки отрасли и исключить балльную систему оценки уровня локализации. Исполнительный директор организации Наталия Лозинская отмечала, что бизнесу нужен широкий выбор автомобилей и господдержка новых закупок в парк.
В конце марта администрация президента подготовила поправки ко второму чтению законопроекта, по которым после 1 марта 2025 года СПИКи остаются возможным вариантом для допуска в региональный реестр легковых такси, но только если их заключение согласовано с правительством. С 1 января 2033 года единственным критерием для внесения в реестр такси станет количество набранных баллов за локализацию. Также при регистрации такси в региональном реестре будут указаны не только марка машины, ее модель, государственный регистрационный номер и VIN-код, но и год выпуска машины.
По мнению представителя «Яндекс Такси», в таком вариенте законопроект сделает работу в такси невозможной для десятков тысяч самозанятых водителей, которые используют личные авто. По оценке сервиса, в Сибири и на Дальнем Востоке работы в такси могут лишиться 70–90% водителей. Из-за дефицита кадров тарифы на услуги такси могут вырасти на 25–27%, а в ряде городов — на 40–50%, прогнозировали в «Яндекс Такси».
Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин отмечал, что законопроект не предусматривает стимулы для водителей и таксопарков переходить на отечественные автомобили, что является основной проблемой новых правил. Также он отметил, что механизм СПИКов выглядит неубедительно, поскольку его действие ограничено 2025 годом, а дальнейшие критерии отбора неясны.
Представитель АвтоВАЗа говорил, что компания не единственный поставщик автомобилей для такси, а таксопарки могут выбирать их из широкого ассортимента, включая как отечественные, так и импортные машины. По его словам, таксисты покупают автомобили по официальным ценам в автосалонах и крупные покупатели могут рассчитывать на дополнительные скидки в рамках флитовых продаж (закупка машин под ведение бизнеса как каршеринга или корпоративного парка). При этом доля АвтоВАЗа на рынке такси превышает 50%. Представитель компании уточнял, что в Москве, которая занимает 30% всего рынка такси, почти не представлены автомобили АвтоВАЗ.
Речь идет о документе, который позволит регионам устанавливать обязательные требования к уровню локализации автомобилей, используемых в качестве такси. Предполагается, что водители такси будут использовать только машины с определенным уровнем локализации или произведенные в рамках специальных инвестиционных контрактов (СПИК), заключенных в период с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025-го. Проект прошел первое чтение в 2024 году, второе должно состояться в апреле. В случае принятия, норма начнет действовать с 1 октября 2025-го.
СПИК — это соглашение между промышленным инвестором и государством, в рамках которого инвестор обязуется реализовать проект на территории России, вложив не менее 750 млн руб., а государство гарантирует ему стабильность условий бизнеса и меры стимулирования, предусмотренные соглашением. Согласно законопроекту, для целей перевозки легковым такси может использоваться лишь транспортное средство, которому присвоено 3200 баллов локализации и более. По оценке «Цифрового мира», сейчас под эти требования подходят только четыре модели АвтоВАЗ: Lada Vesta, Granta, Largus и Aura.
«Цифровой мир» просит ФАС дать законопроекту правовую оценку. По мнению авторов обращения, предлагаемые в документе нормы:
РБК направил запрос в ФАС.
С момента внесения законопроекта о локализации такси в Госдуму его критиковали общественные и государственные организаций, а также сами сервисы такси.
Так, Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) указывал, что принятие законопроекта в предложенном варианте приведет к значительному сокращению выбора автомобилей для нужд такси, невозможности обеспечения локализации производства в короткий срок, уходу самозанятых водителей и, как следствие, росту цен на такси и дефициту машин для перевозок. Союз предлагал перенести срок вступления закона до 1 сентября 2026 года, а также усовершенствовать госпрограмму поддержки закупок автомобилей для такси, предусмотреть в ней более жесткие требования к локализации, в том числе на основе балльной системы. Чтобы сохранить доступность автомобилей разных классов, РСПП предложил установить предельную стоимость — 3,5 млн руб. для машин, к которым применимо требование о локализации. В РСПП отмечали, что более 75% автомобилей в такси отечественные, но многие самозанятые водители не смогут позволить себе приобрести новые машины, соответствующие требованиям локализации. Уход 100 тыс. самозанятых водителей, по оценке РСПП, может привести к повышению цен на пассажирские перевозки на 15%.
Национальный совет такси в феврале 2025-го предлагал включить в законопроект о локализации меры господдержки отрасли и исключить балльную систему оценки уровня локализации. Исполнительный директор организации Наталия Лозинская отмечала, что бизнесу нужен широкий выбор автомобилей и господдержка новых закупок в парк.
В конце марта администрация президента подготовила поправки ко второму чтению законопроекта, по которым после 1 марта 2025 года СПИКи остаются возможным вариантом для допуска в региональный реестр легковых такси, но только если их заключение согласовано с правительством. С 1 января 2033 года единственным критерием для внесения в реестр такси станет количество набранных баллов за локализацию. Также при регистрации такси в региональном реестре будут указаны не только марка машины, ее модель, государственный регистрационный номер и VIN-код, но и год выпуска машины.
По мнению представителя «Яндекс Такси», в таком вариенте законопроект сделает работу в такси невозможной для десятков тысяч самозанятых водителей, которые используют личные авто. По оценке сервиса, в Сибири и на Дальнем Востоке работы в такси могут лишиться 70–90% водителей. Из-за дефицита кадров тарифы на услуги такси могут вырасти на 25–27%, а в ряде городов — на 40–50%, прогнозировали в «Яндекс Такси».
Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин отмечал, что законопроект не предусматривает стимулы для водителей и таксопарков переходить на отечественные автомобили, что является основной проблемой новых правил. Также он отметил, что механизм СПИКов выглядит неубедительно, поскольку его действие ограничено 2025 годом, а дальнейшие критерии отбора неясны.
Представитель АвтоВАЗа говорил, что компания не единственный поставщик автомобилей для такси, а таксопарки могут выбирать их из широкого ассортимента, включая как отечественные, так и импортные машины. По его словам, таксисты покупают автомобили по официальным ценам в автосалонах и крупные покупатели могут рассчитывать на дополнительные скидки в рамках флитовых продаж (закупка машин под ведение бизнеса как каршеринга или корпоративного парка). При этом доля АвтоВАЗа на рынке такси превышает 50%. Представитель компании уточнял, что в Москве, которая занимает 30% всего рынка такси, почти не представлены автомобили АвтоВАЗ.