РБК Эксперты усомнились в справедливости победы ИИ над людьми в IQ-тестах

Эксперимент журналиста Максима Лотта, в котором нейросеть показала лучший результат IQ-теста по сравнению со средним у людей, интересен, но не является основанием для сравнения искусственного интеллекта (ИИ) и человеческого или оценки развития ИИ, в этом следует быть осторожными, заявили опрошенные РБК эксперты.

Технический директор «Яков и партнеры Digital» Федор Чемашкин отметил, что генеративный ИИ обучают на «огромном массиве данных», в который входит и информация о тестах IQ, которые подвергаются критике, поскольку проверяют в основном логическое мышление и зависят от психоэмоционального состояния. Специалист считает, что итоги теста Лотта были ожидаемы, ИИ со временем будет только лучше проходить такие тесты, так как изучает различные модели логического мышления и не зависит от психоэмоционального состояния.

Чемашкин считает, что более показательными будут оценки ИИ, основанные на решении нейросетью реальных задач, в том числе из корпоративного сектора, включая оценку способности ИИ осмысленно решать такие задачи. Такие бенчмарки уже существуют, и показатели по ним показывают прогресс в развитии искусственного интеллекта, добавил эксперт.

С ним согласна и руководитель проектов «Яков и партнеры», соавтор исследования «Искусственный интеллект в России — тренды и перспективы» Марина Дорохова. Она назвала использование теста IQ как одного из возможных бенчмарков для ИИ «интересным подходом», но отметила, что как пользователей, так и компании больше интересует оценка способности нейросети решать прикладные задачи. Кроме того, существует множество тестов IQ.

«Способность сети выдать 100-процентный результат на тесте IQ не имеет прямой связи с интеллектом. Машинный и человеческий интеллект — это принципиально разные категории, с разными принципами функционирования. И в общем случае без аккуратной методологии испытаний их сравнение на подобных тестах не имеет смысла, кроме маркетингового, и ничего не предсказывает», — так оценивает эксперимент директор по науке компании «Тридиви» (ГК «Папилон») Алексей Самосюк.

Самосюк называет его формально корректным, но отмечает, что без доступа к моделям нельзя проверить чистоту теста. «Ведь ровно такой же результат способна выдать средняя вопросно-ответная система, если заранее скормить ей ответы. И даже лучше», — заявил он.

Дорохова призвала быть осторожными с такими выводами, поскольку в эксперименте использовался лишь один из множества IQ-тестов.

Что касается вывода Лотта о том, что, согласно закону Мура, через пару лет можно будет ожидать, что нейросети в тесте IQ будут набирать более 140 баллов, специалисты согласны, что ИИ развивается очень быстро, но эта оценка не основывается только на этом эксперименте.

Эксперты из «Яков и партнеры» отмечают, что ИИ уже оказывает все большое влияние как на экономику и бизнес, так и на повседневную жизнь. По оценкам компании, общий эффект от внедрения ИИ российским бизнесом к 2028 году может достичь 4,2–6,9 трлн руб. и обеспечить прирост до 4% ВВП. Однако технологии продолжают развиваться, появляются новые возможности их применения в бизнесе, так что оценка может измениться, уточнил Чемашкин.

Кроме того, увеличилась и скорость появления новых генеративных моделей, нацеленных на разные потребности и задачи, добавила Дорохова, что приближает возможность появления у каждого пользователя личного цифрового помощника.

«Со временем большие языковые модели будут становиться все более универсальными и научатся не только выполнять большой спектр задач без дообучения, но и смогут «выйти» в физический мир и взаимодействовать с окружающей средой: заказать такси, забронировать авиабилет, отправить письмо», — считает она.

По мнению Самосюка, развитие ИИ напрямую зависит от того, сколько в это вкладывают средств: «Само там ничего не прогрессирует, текущий прогресс — результат миллиардных инвестиций в отрасль на протяжении многих лет. И эти инвестиции действительно значительно выросли в последние годы».

 
Назад
Сверху