России для устойчивого экономического развития необходимо добиться среднегодовых темпов роста ВВП не ниже 3,5%, «каркасом» для этого могут стать вложения в инфраструктуру и стимулирование потребительского спроса. Такое мнение высказала группа экономистов в статье «Россия 2035: новое качество национальной экономики», опубликованной в свежем номере журнала «Проблемы прогнозирования».
Авторы констатируют, что Россия «не в состоянии в обозримом будущем превзойти экономический потенциал своих оппонентов». Однако «огромной психологической победой» будут более значимые, чем у многих ведущих экономик мира, темпы роста, пишут они, отмечая, что «экономическое измерение геополитической борьбы становится ключевым».
«Первоочередная задача состоит в том, чтобы в ближайшее десятилетие среднегодовые темпы экономического роста поднялись на уровень не ниже 3,5%», — подчеркивают экономисты. Они поясняют, что такие темпы роста гарантируют тот минимальный объем доходов, который позволяет одновременно решать задачи обеспечения безопасности, технологического развития, роста благосостояния населения и структурно-технологической трансформации экономики. Авторы также перечисляют главные вызовы для российской экономики: сокращение численности населения и рост демографической нагрузки (соотношение пожилых и работающих), критическая зависимость от зарубежных технологий и импорта, ожидаемое снижение объемов ренты от экспорта углеводородов и существенное повышение угроз безопасности.
В 2023 году ВВП России вырос на 3,6% — за счет этого удалось преодолеть «санкционный» спад 2022 года (объем экономического выпуска на 2,4% превысил уровень 2021 года). Но последние десять лет ВВП увеличивался в среднем лишь на 1%, указывал в 2023 году один из авторов статьи — Михаил Гусев. Он прогнозировал, что в перспективе 10–15 лет при существующих структурных характеристиках экономики темпы роста ВВП могут закрепиться на уровне около 1% в год. Власти в базовом сценарии ожидают роста экономики на уровне 2,3% в 2024 и 2025 годах, 2,2% в 2026 году.
РБК направил запрос в Минэкономразвития.
Реализовывать потенциал роста авторы предлагают на основе инфраструктурного и потребительского «каркаса» экономики. С учетом богатства России природными ресурсами, «относительно невысокого уровня технологического развития и недостаточно высокой степени насыщения базовых потребностей экономики» это позволит обеспечить максимальные и долговременные приращения производства.
«Структурная перестройка опирается на новый баланс между потребительским и инвестиционно-ориентированным экономическим ростом. <...> Ключевую роль в формировании внутрироссийских производственно-технологических цепочек будет играть бизнес. Ресурсы государства в этом направлении ограничены и будут концентрироваться на вопросах обеспечения безопасности и развития инфраструктуры», — говорится в статье.
Материальной основой такого роста может стать расширенное вовлечение в экономический оборот массовых первичных ресурсов и соответствующих специализированных строительных технологий, следует из статьи. В качестве примера авторы приводят опыт Китая, который в период 2000–2020 годов нарастил потребление топливно-энергетических ресурсов более чем в три раза, стали — почти в семь раз, увеличил производство цемента более чем в три раза. Объем строительных работ в России в 2023 году увеличился на 7,9% в сопоставимых ценах после роста на 7,5% в 2022-м.
В России масштаб развития инфраструктуры все еще не соответствует долгосрочным задачам экономики и потребностям общества, отмечается в статье. К примеру, в России по сравнению с развитыми странами в два—четыре раза ниже уровень покрытия сетью автомобильных дорог и уровень транспортной подвижности населения, практически отсутствует сеть высокоскоростных магистралей. При этом только 30% инвестиций в транспортную инфраструктуру направляется на строительство новых объектов, указывают авторы. «Для снижения доли инвестиций, направляемых в реконструкцию и ремонт, необходим переход на строительные технологии, обеспечивающие существенно более высокую эффективность при сооружении объектов и их долговечность», — подчеркивается в статье.
Для поддержания инвестиционной активности и «демонстрации инвестиционных приоритетов государства» авторы предлагают разработать четыре-пять новых крупных проектов национального уровня по ключевым направлениям структурной трансформации. По каждому из них следует выбрать головной банк из числа контролируемых государством, который, в свою очередь, должен будет активно привлекать к финансированию проектных мероприятий другие банки, говорится в статье.
Что касается потребительской составляющей «каркаса», то эксперты предлагают сосредоточиться на жилье и транспортных средствах. «Фактически эти ориентиры уже в определенной степени являлись драйверами изменений в российской экономике в период ее рыночной трансформации», — отмечают они.
Однако уровень жилищной обеспеченности в России по-прежнему низок, признают экономисты. По данным Росстата за 2022 год, в среднем на каждого жителя приходится 28,2 кв. м. Чтобы достичь европейских стандартов обеспеченности населения жильем, потребуется до 2050 года ежегодно вводить около 130–150 млн кв. м. Выход на такие объемы к 2030 году потребует обеспечения ежегодного роста вводов на 5%, но с учетом имеющихся ограничений приемлемые темпы увеличения жилищного строительства могут составлять 3% в год, оценивают авторы. По данным Росстата, ввод жилья за 2023 год составил 110,4 млн кв. м (рекорд в истории России), из них более половины пришлось на индивидуальные жилые дома.
Уровень обеспеченности россиян легковыми автомобилями также существенно уступает показателям развитых стран, пишут экономисты. Они приводят данные за 2020 год — 337 автомобилей на тысячу жителей. По данным аналитического агентства «Автостат», в 2022 году на тысячу человек приходилось 315 автомобилей. Для улучшения ситуации необходима разработка программы «форсированного развития отечественного автопрома, с включением ее в перечень наиболее приоритетных технологических программ развития страны», считают эксперты. По их оценкам, реалистичной выглядит цель выпускать к 2035 году не менее 2,5 млн отечественных легковых автомобилей, включая как минимум 400 тыс. электромобилей.
«При темпах жилищного строительства 3–5% и темпах производства легковых автомобилей 10–15% в год в среднем до 2035 года среднегодовая динамика потребления домашних хозяйств в ближайшее десятилетие может достигать 4–7%», — оценивают авторы. За счет наращивания инфраструктурного и жилищного строительства потребление первичных ресурсов в среднесрочной перспективе может вырасти на 2–3% в год. В результате потенциал роста российской экономики на период до 2030 года оценивается в 4–5% ежегодно, утверждают авторы.
«Каркас», который авторы предлагают построить к 2035 году, требует не только денег и «государственной мудрости, помноженной на высокую цифровизацию», но и активного участия рыночных агентов, высококвалифицированных кадров, достаточно масштабных операций с внешним миром, уверен главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА» Антон Табах. С этим могут возникнуть «большие проблемы», не исключает он. Государственные расходы и национальные проекты развития эффективно работают, если инфраструктура задействуется под то, что нужно либо производителям, либо потребителям, либо на экспорт, а санкции являются серьезным ограничителем, поясняет эксперт.
Странам, не имеющим перспектив использования демографического дивиденда (вклад изменения доли населения трудоспособного возраста в темпы прироста реального выпуска на душу населения; по оценкам экспертов, для России закрылся. — РБК) или потенциала урбанизации, сложно показывать опережающий рост, если они по каким-то причинам не могут активно расширять свое участие в глобальной торговле, солидарен директор группы суверенных рейтингов и макроэкономического анализа АКРА Дмитрий Куликов. Интенсивные источники роста, связанные с технологическим лидерством и накоплением человеческого капитала, при условии, что они работают, как правило, дают около 1,5–2% роста ВВП в год, говорит он.
«Государство может выделить большие деньги и задать дизайн «каркаса» экономики. Однако его практическая реализация все равно во многом отводится частным компаниям, что создает проблемы в условиях, когда права собственности подвергаются сомнению. <...> Общая атмосфера не слишком благоприятна для стабильности в контрактных отношениях», — рассуждает Табах.
Куликов также называет защиту прав собственности и систему права, создающую предсказуемую среду для заключения и исполнения контрактов, среди основных условий устойчивого роста. Кроме того, среди необходимых факторов он упоминает налоговую систему, поддерживающую умеренный, не слишком высокий уровень доходного и имущественного неравенства (для сохранения стимулов к частной инициативе), достаточно высокий уровень конкуренции на большинстве рынков, регулирование «провалов рынка», в том числе монополий, и инклюзивную политическую систему.
Аналитик АКРА видит перспективу для изменения качества и скорости роста в перегретом сейчас рынке труда. По оценке Куликова, внутренний нераскрытый потенциал дополнительного предложения трудовых ресурсов составляет 7,5 млн человек, из которых 1,5 млн — это молодежь, а почти 5 млн — старшее поколение. «Использование этого ресурса, вероятно, требует стимулирующей политики государства на рынке труда и изменения его институтов в сторону большей гибкости и разнообразия трудовых отношений», — полагает Куликов.
В статье экспертов ИНП РАН целевые ориентиры обозначены существенно более четко, чем предлагаемые механизмы их достижения, отмечает экономист Bloomberg Economics Александр Исаков.
Рывок без значительного притока прямых иностранных инвестиций маловероятен, и российская экономическая история подтверждает эту закономерность: в период с 1999 по 2008 год темпы роста составляли в среднем 9,4% на фоне активного притока прямых иностранных инвестиций, говорит Исаков. Сейчас же большинство стран — доноров инвестиций с крупнейшими накопленными активами являются недружественными, а дружественные страны зачастую сами имеют схожие или более острые потребности в инвестициях, указывает он.
И все же рост ВВП на 3% в год скорее достижим, считает Исаков. Его рецептом является рост производительности экономики за счет более рационального распределения труда и капитала между отраслями, говорит аналитик. Он же, впрочем, ранее предупреждал, что ориентироваться только на ВВП, говоря об экономическом развитии, неверно, поскольку он не показывает отдельные аспекты структуры и качества роста, не вполне отражает природу экономической политики.
Развитие инфраструктуры само по себе не обусловливает экономический рост — важную роль играют кооперационные связи и необходимость встраивания инфраструктуры в проекты развития, включая модернизацию промышленности, пишет в статье 2024 года «Инфраструктура и экономический рост в контексте эволюционной теории экономической политики» ведущий научный сотрудник Центрального экономико-математического института (ЦЭМИ) РАН Дмитрий Скрыпник. Без этого, учитывая средний уровень эффективности правительства и рынка в России, «ожидать ускорения от реализации инфраструктурных проектов не приходится»: инвестиции в инфраструктуру и человеческий капитал станут производительными, только если будут являться частью проектов развития и «осуществляться на основе механизмов и институтов промышленной политики, реализуемой в соответствии с принципами государства развития», полагает он.
Развитие инфраструктуры, в том числе транспортной, необходимо для успешного роста торговли с Китаем и другими странами Азии и, очевидно, останется приоритетом в среднесрочной перспективе, говорит первый заместитель генерального директора ЦСР Борис Копейкин. По его словам, очевидна и необходимость поддержки технологической модернизации и развития передовых технологий.
Но основными драйверами дальнейшего роста экономики будут инвестиционный и потребительский спрос, подчеркивает Копейкин. Для этого, по его мнению, понадобятся, во-первых, смягчение и переход в ближайшей перспективе к нейтральной денежно-кредитной политике; во-вторых, сохранение инвестиционной активности (что потребует продолжения и развития мер поддержки), и в-третьих, концентрация усилий на повышении производительности труда, стимулирование повышения участия в рабочей силе.
[COLOR=rgba(0, 0, 0, 0)]в 337 автомобилей на тысячу жителей[/COLOR]
Авторы констатируют, что Россия «не в состоянии в обозримом будущем превзойти экономический потенциал своих оппонентов». Однако «огромной психологической победой» будут более значимые, чем у многих ведущих экономик мира, темпы роста, пишут они, отмечая, что «экономическое измерение геополитической борьбы становится ключевым».
«Первоочередная задача состоит в том, чтобы в ближайшее десятилетие среднегодовые темпы экономического роста поднялись на уровень не ниже 3,5%», — подчеркивают экономисты. Они поясняют, что такие темпы роста гарантируют тот минимальный объем доходов, который позволяет одновременно решать задачи обеспечения безопасности, технологического развития, роста благосостояния населения и структурно-технологической трансформации экономики. Авторы также перечисляют главные вызовы для российской экономики: сокращение численности населения и рост демографической нагрузки (соотношение пожилых и работающих), критическая зависимость от зарубежных технологий и импорта, ожидаемое снижение объемов ренты от экспорта углеводородов и существенное повышение угроз безопасности.
В 2023 году ВВП России вырос на 3,6% — за счет этого удалось преодолеть «санкционный» спад 2022 года (объем экономического выпуска на 2,4% превысил уровень 2021 года). Но последние десять лет ВВП увеличивался в среднем лишь на 1%, указывал в 2023 году один из авторов статьи — Михаил Гусев. Он прогнозировал, что в перспективе 10–15 лет при существующих структурных характеристиках экономики темпы роста ВВП могут закрепиться на уровне около 1% в год. Власти в базовом сценарии ожидают роста экономики на уровне 2,3% в 2024 и 2025 годах, 2,2% в 2026 году.
РБК направил запрос в Минэкономразвития.
Реализовывать потенциал роста авторы предлагают на основе инфраструктурного и потребительского «каркаса» экономики. С учетом богатства России природными ресурсами, «относительно невысокого уровня технологического развития и недостаточно высокой степени насыщения базовых потребностей экономики» это позволит обеспечить максимальные и долговременные приращения производства.
«Структурная перестройка опирается на новый баланс между потребительским и инвестиционно-ориентированным экономическим ростом. <...> Ключевую роль в формировании внутрироссийских производственно-технологических цепочек будет играть бизнес. Ресурсы государства в этом направлении ограничены и будут концентрироваться на вопросах обеспечения безопасности и развития инфраструктуры», — говорится в статье.
Материальной основой такого роста может стать расширенное вовлечение в экономический оборот массовых первичных ресурсов и соответствующих специализированных строительных технологий, следует из статьи. В качестве примера авторы приводят опыт Китая, который в период 2000–2020 годов нарастил потребление топливно-энергетических ресурсов более чем в три раза, стали — почти в семь раз, увеличил производство цемента более чем в три раза. Объем строительных работ в России в 2023 году увеличился на 7,9% в сопоставимых ценах после роста на 7,5% в 2022-м.
В России масштаб развития инфраструктуры все еще не соответствует долгосрочным задачам экономики и потребностям общества, отмечается в статье. К примеру, в России по сравнению с развитыми странами в два—четыре раза ниже уровень покрытия сетью автомобильных дорог и уровень транспортной подвижности населения, практически отсутствует сеть высокоскоростных магистралей. При этом только 30% инвестиций в транспортную инфраструктуру направляется на строительство новых объектов, указывают авторы. «Для снижения доли инвестиций, направляемых в реконструкцию и ремонт, необходим переход на строительные технологии, обеспечивающие существенно более высокую эффективность при сооружении объектов и их долговечность», — подчеркивается в статье.
Для поддержания инвестиционной активности и «демонстрации инвестиционных приоритетов государства» авторы предлагают разработать четыре-пять новых крупных проектов национального уровня по ключевым направлениям структурной трансформации. По каждому из них следует выбрать головной банк из числа контролируемых государством, который, в свою очередь, должен будет активно привлекать к финансированию проектных мероприятий другие банки, говорится в статье.
Что касается потребительской составляющей «каркаса», то эксперты предлагают сосредоточиться на жилье и транспортных средствах. «Фактически эти ориентиры уже в определенной степени являлись драйверами изменений в российской экономике в период ее рыночной трансформации», — отмечают они.
Однако уровень жилищной обеспеченности в России по-прежнему низок, признают экономисты. По данным Росстата за 2022 год, в среднем на каждого жителя приходится 28,2 кв. м. Чтобы достичь европейских стандартов обеспеченности населения жильем, потребуется до 2050 года ежегодно вводить около 130–150 млн кв. м. Выход на такие объемы к 2030 году потребует обеспечения ежегодного роста вводов на 5%, но с учетом имеющихся ограничений приемлемые темпы увеличения жилищного строительства могут составлять 3% в год, оценивают авторы. По данным Росстата, ввод жилья за 2023 год составил 110,4 млн кв. м (рекорд в истории России), из них более половины пришлось на индивидуальные жилые дома.
Уровень обеспеченности россиян легковыми автомобилями также существенно уступает показателям развитых стран, пишут экономисты. Они приводят данные за 2020 год — 337 автомобилей на тысячу жителей. По данным аналитического агентства «Автостат», в 2022 году на тысячу человек приходилось 315 автомобилей. Для улучшения ситуации необходима разработка программы «форсированного развития отечественного автопрома, с включением ее в перечень наиболее приоритетных технологических программ развития страны», считают эксперты. По их оценкам, реалистичной выглядит цель выпускать к 2035 году не менее 2,5 млн отечественных легковых автомобилей, включая как минимум 400 тыс. электромобилей.
«При темпах жилищного строительства 3–5% и темпах производства легковых автомобилей 10–15% в год в среднем до 2035 года среднегодовая динамика потребления домашних хозяйств в ближайшее десятилетие может достигать 4–7%», — оценивают авторы. За счет наращивания инфраструктурного и жилищного строительства потребление первичных ресурсов в среднесрочной перспективе может вырасти на 2–3% в год. В результате потенциал роста российской экономики на период до 2030 года оценивается в 4–5% ежегодно, утверждают авторы.
«Каркас», который авторы предлагают построить к 2035 году, требует не только денег и «государственной мудрости, помноженной на высокую цифровизацию», но и активного участия рыночных агентов, высококвалифицированных кадров, достаточно масштабных операций с внешним миром, уверен главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА» Антон Табах. С этим могут возникнуть «большие проблемы», не исключает он. Государственные расходы и национальные проекты развития эффективно работают, если инфраструктура задействуется под то, что нужно либо производителям, либо потребителям, либо на экспорт, а санкции являются серьезным ограничителем, поясняет эксперт.
Странам, не имеющим перспектив использования демографического дивиденда (вклад изменения доли населения трудоспособного возраста в темпы прироста реального выпуска на душу населения; по оценкам экспертов, для России закрылся. — РБК) или потенциала урбанизации, сложно показывать опережающий рост, если они по каким-то причинам не могут активно расширять свое участие в глобальной торговле, солидарен директор группы суверенных рейтингов и макроэкономического анализа АКРА Дмитрий Куликов. Интенсивные источники роста, связанные с технологическим лидерством и накоплением человеческого капитала, при условии, что они работают, как правило, дают около 1,5–2% роста ВВП в год, говорит он.
«Государство может выделить большие деньги и задать дизайн «каркаса» экономики. Однако его практическая реализация все равно во многом отводится частным компаниям, что создает проблемы в условиях, когда права собственности подвергаются сомнению. <...> Общая атмосфера не слишком благоприятна для стабильности в контрактных отношениях», — рассуждает Табах.
Куликов также называет защиту прав собственности и систему права, создающую предсказуемую среду для заключения и исполнения контрактов, среди основных условий устойчивого роста. Кроме того, среди необходимых факторов он упоминает налоговую систему, поддерживающую умеренный, не слишком высокий уровень доходного и имущественного неравенства (для сохранения стимулов к частной инициативе), достаточно высокий уровень конкуренции на большинстве рынков, регулирование «провалов рынка», в том числе монополий, и инклюзивную политическую систему.
Аналитик АКРА видит перспективу для изменения качества и скорости роста в перегретом сейчас рынке труда. По оценке Куликова, внутренний нераскрытый потенциал дополнительного предложения трудовых ресурсов составляет 7,5 млн человек, из которых 1,5 млн — это молодежь, а почти 5 млн — старшее поколение. «Использование этого ресурса, вероятно, требует стимулирующей политики государства на рынке труда и изменения его институтов в сторону большей гибкости и разнообразия трудовых отношений», — полагает Куликов.
В статье экспертов ИНП РАН целевые ориентиры обозначены существенно более четко, чем предлагаемые механизмы их достижения, отмечает экономист Bloomberg Economics Александр Исаков.
Рывок без значительного притока прямых иностранных инвестиций маловероятен, и российская экономическая история подтверждает эту закономерность: в период с 1999 по 2008 год темпы роста составляли в среднем 9,4% на фоне активного притока прямых иностранных инвестиций, говорит Исаков. Сейчас же большинство стран — доноров инвестиций с крупнейшими накопленными активами являются недружественными, а дружественные страны зачастую сами имеют схожие или более острые потребности в инвестициях, указывает он.
И все же рост ВВП на 3% в год скорее достижим, считает Исаков. Его рецептом является рост производительности экономики за счет более рационального распределения труда и капитала между отраслями, говорит аналитик. Он же, впрочем, ранее предупреждал, что ориентироваться только на ВВП, говоря об экономическом развитии, неверно, поскольку он не показывает отдельные аспекты структуры и качества роста, не вполне отражает природу экономической политики.
Развитие инфраструктуры само по себе не обусловливает экономический рост — важную роль играют кооперационные связи и необходимость встраивания инфраструктуры в проекты развития, включая модернизацию промышленности, пишет в статье 2024 года «Инфраструктура и экономический рост в контексте эволюционной теории экономической политики» ведущий научный сотрудник Центрального экономико-математического института (ЦЭМИ) РАН Дмитрий Скрыпник. Без этого, учитывая средний уровень эффективности правительства и рынка в России, «ожидать ускорения от реализации инфраструктурных проектов не приходится»: инвестиции в инфраструктуру и человеческий капитал станут производительными, только если будут являться частью проектов развития и «осуществляться на основе механизмов и институтов промышленной политики, реализуемой в соответствии с принципами государства развития», полагает он.
Развитие инфраструктуры, в том числе транспортной, необходимо для успешного роста торговли с Китаем и другими странами Азии и, очевидно, останется приоритетом в среднесрочной перспективе, говорит первый заместитель генерального директора ЦСР Борис Копейкин. По его словам, очевидна и необходимость поддержки технологической модернизации и развития передовых технологий.
Но основными драйверами дальнейшего роста экономики будут инвестиционный и потребительский спрос, подчеркивает Копейкин. Для этого, по его мнению, понадобятся, во-первых, смягчение и переход в ближайшей перспективе к нейтральной денежно-кредитной политике; во-вторых, сохранение инвестиционной активности (что потребует продолжения и развития мер поддержки), и в-третьих, концентрация усилий на повышении производительности труда, стимулирование повышения участия в рабочей силе.
[COLOR=rgba(0, 0, 0, 0)]в 337 автомобилей на тысячу жителей[/COLOR]