РБК Бизнес ухудшил оценки условий кредитования до антирекорда с 2022 года

Российские компании в августе 2024 года зафиксировали резкое ухудшение условий кредитования, сообщил в регулярном «Мониторинге предприятий» Банк России. Индекс кредитных условий, отражающий баланс ответов бизнеса на вопрос в анкете регулятора «Как изменились условия кредитования?», сместился в сторону значения минус 40,9 процентного пункта, где знак «—» означает ухудшение оценок доступности ссуд.

Индикатор вычисляется как процентное отношение разницы между долями ответов «ситуация улучшилась» и «ситуация ухудшилась» к общей доле точных ответов (включают также позицию «ситуация не изменилась»), следует из методологии опроса предприятий ЦБ (.pdf).

В августе зарегистрировано самое низкое значение показателя с марта-апреля 2022 года — тогда на пике кризиса баланс ответов бизнеса про условия кредитования составлял минус 44,1 и минус 52,0 процентного пункта, соответственно. До этого индикатор не опускался ниже минус 40 пунктов с 2002 года, обратил внимание в обзоре директор по инвестициям УК «Астра Управление активами» Дмитрий Полевой.

В мониторинге ЦБ приводятся данные анкетирования около 15 тыс. предприятий из ключевых отраслей экономики. Опрос проводился с 1 по 12 августа, он учитывает изменения оценок бизнесом ситуации с кредитами за месяц, предшествующий исследованию. Как отмечает Полевой, этот замер уже отражает реакцию бизнеса на подъем ключевой ставки Банка России 26 июля с 16 до 18% годовых.

Как отмечается в обзоре, по оценкам предприятий, масштаб ужесточения денежно-кредитных условий в августе оказался сопоставим с тем, что было в сентябре 2023 года. Сейчас показатель упал на 15,1 п.п. по сравнению с июльским уровнем, в прошлом году после внепланового подъема ставки ЦБ в августе реакция была похожей — индикатор упал на 14,1 п.п. в сентябре до минус 28,9 п.п.

Наиболее заметное ухудшение условий кредитования для себя зафиксировали компании из сферы строительства (индекс рухнул с минус 33,5 до минус 53,7 п.п.), добычи полезных ископаемых (с минус 20 до минус 43,3 п.п.), электроэнергетики (с минус 19 до минус 47,6 п.п.). Меньше негативных изменений заметили сельскохозяйственные предприятия — для их сегмента индекс упал с минус 26,2 до минус 30 п.п.

«Наряду с увеличением процентных ставок по кредитам, в том числе льготным, банки также ужесточают неценовые условия кредитования — например, требования к содержанию пакета документов для получения кредитных средств», — указывает в обзоре ЦБ.

По данным Банка России, в июне средние ставки по краткосрочным корпоративным ссудам составляли 17% годовых, а по долгосрочным — 14,5%, но эти показатели несколько занижены из-за наличия выдач кредитов по льготным ставкам. «В июле, по оперативным данным, средние ставки по корпоративным кредитам значительно не изменились», — указывал ЦБ. (.pdf)

Ставки по кредитам для бизнеса выросли пропорционально повышению ставки Банка России — на 2 п.п., оценивает председатель санкт-петербургского отделения «Деловой России» Дмитрий Панов: «В среднем, сейчас предприниматели могут привлечь заемные средства банков по ставкам в диапазоне 22-24% годовых. До недавнего повышения ключевой ставки — 20-22%».

Он также указывает на увеличение требований кредиторов к содержанию пакета документов от заемщиков для получения новых кредитов. «В частности, в большинстве случаев речь идет о необходимости более детального обоснования будущих поступлений. Вместе с этим заемщики сообщают об увеличении сроков рассмотрения их заявок, что безусловно свидетельствует о более избирательном подходе финансово-кредитных учреждений в текущей макроэкономической и геополитической ситуации», — отмечает Панов.

«Оценить средний уровень ставок по кредитам малому бизнесу достаточно сложно, потому что там довольно-таки разный уровень для разных заемщиков, но факт, что для практически всего малого бизнеса ставки выше 20%. Конечно, это локальный максимум — за два года, точно самый высокий уровень ставок за два года», — соглашается председатель комитета «Опоры России» по финансовым рынкам Павел Самиев. В качестве примера ужесточения неценовых условий кредитования бизнеса он приводит появление новых ковенант для заемщиков — обязательств перед банком выполнять другие требования по договору, помимо внесения платежей в срок. «Плюс это какие-то дополнительные продукты и сервисы от банков, которые предлагаются как условие получения кредита. Это не настолько сильный, но опять же заградительный фактор для кредитования», — добавляет Самиев.

Ужесточение неценовых условий «может быть сигналом более осторожной оценки банками кредитных рисков заемщиков в условиях дальнейшего роста ставок и некоторого охлаждения ожиданий по будущей траектории экономической активности», добавляет главный экономист инвестиционной компании «Ренессанс Капитал» Олег Кузьмин.

Как следует из данных ЦБ, корпоративное кредитование в России в июне замедлилось, но незначительно: прирост портфеля составил 1,2% против 1,7% в мае. (.pdf) Данных за июль еще нет, как и за неполный август.

Кредитование компаний продолжает расти, несмотря на высокие ставки, говорит Самиев. «Если нужно профинансировать оборотку, то даже такие ставки — это экономически оправданно. Особенно в ситуации, в которой сейчас работает бизнес: если компания, например, выполняет госзаказ и нет достаточных объемов авансирования, то, естественно, нужно брать оборотный кредит, чтобы работать, выполнять этот заказ, а потом ждать оплату», — поясняет он.

Панов не считает текущие ставки по кредитам для бизнеса заградительными. Эта нагрузка, по его словам, закладывается в цену конченой продукции, а кроме того, бизнес может рассчитывать на льготные ссуды в рамках господдержки.

«По самым общим оценкам, диапазон процентных ставок по таким льготным программам может варьироваться от 3 до 20% в зависимости от размера самой организации, отрасли в которой она работает, а также целей использования самого кредита», — говорит эксперт.

 
Назад
Сверху