Коммерческие банки могут наделить обязанностями проверять операции с цифровым рублем для противодействия отмыванию денежных средств и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). Такие изменения содержатся в законопроекте об интеграции цифрового рубля в противоотмывочную систему ко второму чтению. Об этом рассказал замначальника управления методического обеспечения финансового мониторинга, валютного контроля и государственного оборонного заказа в департаменте финансового мониторинга и валютного контроля ЦБ Сергей Ключевский. Законопроект к первому чтению основным антиотмывочным функционалом наделял только Банк России.
По словам Ключевского, доработанный ко второму чтению законопроект будет «кардинально отличаться» от версии, которая была принята в первом чтении. При этом новый текст законопроекта уже согласовал Росфинмониторинг, подчеркнул Ключевский на ежегодной конференции Ассоциации российских банков.
«Изначально предполагалось, что основной функционал будет выполнять Банк России как оператор и на реализацию этой идеи были затрачены определенные человекочасы для того, чтобы условно спроектировать всю подзаконную базу на этот счет. Но в процессе дискуссии, в процессе анализа этого законопроекта в итоге пришли к выводу о необходимости гибридного подхода. И как раз та редакция законопроекта, которая сейчас готовится к принятию во втором чтении, предполагает эту гибридную модель», — пояснил он.
«Гибридность этой модели выражается в том, что функционал ПОД/ФТ в том числе будут выполнять сами кредитные организации в зависимости от того, куда обращается клиент: либо в кредитные организации для совершения операций с цифровым рублем, либо соответственно к оператору напрямую, и тогда соответственно оператор тоже какой-то функционал свой будет вести», — рассказал Ключевский.
РБК направил запросы в ЦБ и Росфинмониторинг.
Законопроект, который распространяет на цифровой рубль действие 115-ФЗ («О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»), был внесен в Госдуму в марте 2024 года группой депутатов во главе с председателем комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолием Аксаковым. В октябре текущего года он был принят в первом чтении.
Версия законопроекта к первому чтению предполагала многоуровневую модель исполнения антиотмывочных требований, в которой участвуют как Банк России, так и коммерческие банки, но основной «противолегализационный» функционал возлагался на ЦБ как на оператора платформы цифрового рубля. Кредитные организации должны были только проводить идентификацию пользователей цифрового рубля, а также передавать их идентификационные данные оператору платформы, то есть ЦБ.
При этом ЦБ наделялся целым рядом обязанностей, среди которых:
Также законопроект наделяет ЦБ правом отказаться от заключения договора счета цифрового рубля и отказать в совершении операций с цифровыми рублями в случае наличия подозрений, что операции совершаются в целях отмывания денежных средств или финансирования терроризма.
По словам Ключевского, доработанный ко второму чтению законопроект будет «кардинально отличаться» от версии, которая была принята в первом чтении. При этом новый текст законопроекта уже согласовал Росфинмониторинг, подчеркнул Ключевский на ежегодной конференции Ассоциации российских банков.
«Изначально предполагалось, что основной функционал будет выполнять Банк России как оператор и на реализацию этой идеи были затрачены определенные человекочасы для того, чтобы условно спроектировать всю подзаконную базу на этот счет. Но в процессе дискуссии, в процессе анализа этого законопроекта в итоге пришли к выводу о необходимости гибридного подхода. И как раз та редакция законопроекта, которая сейчас готовится к принятию во втором чтении, предполагает эту гибридную модель», — пояснил он.
«Гибридность этой модели выражается в том, что функционал ПОД/ФТ в том числе будут выполнять сами кредитные организации в зависимости от того, куда обращается клиент: либо в кредитные организации для совершения операций с цифровым рублем, либо соответственно к оператору напрямую, и тогда соответственно оператор тоже какой-то функционал свой будет вести», — рассказал Ключевский.
РБК направил запросы в ЦБ и Росфинмониторинг.
Законопроект, который распространяет на цифровой рубль действие 115-ФЗ («О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»), был внесен в Госдуму в марте 2024 года группой депутатов во главе с председателем комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолием Аксаковым. В октябре текущего года он был принят в первом чтении.
Версия законопроекта к первому чтению предполагала многоуровневую модель исполнения антиотмывочных требований, в которой участвуют как Банк России, так и коммерческие банки, но основной «противолегализационный» функционал возлагался на ЦБ как на оператора платформы цифрового рубля. Кредитные организации должны были только проводить идентификацию пользователей цифрового рубля, а также передавать их идентификационные данные оператору платформы, то есть ЦБ.
При этом ЦБ наделялся целым рядом обязанностей, среди которых:
Также законопроект наделяет ЦБ правом отказаться от заключения договора счета цифрового рубля и отказать в совершении операций с цифровыми рублями в случае наличия подозрений, что операции совершаются в целях отмывания денежных средств или финансирования терроризма.