РБК Банки Казахстана увеличили сроки проведения платежей российского бизнеса

Банки Казахстана осенью 2024 года резко увеличили сроки проведения платежей российского бизнеса, рассказали РБК представители транспортных компаний и профильные юристы.

Усиление комплаенса со стороны казахстанских банков связано с рядом причин, в первую очередь с давлением международных санкций и усилением глобальных мер по борьбе с отмыванием денег, считает Гусев. «Казахстан, соседствуя с Россией, подвергается внешнему давлению и стремится минимизировать риски нарушения санкционного режима. Любое подозрение на участие в незаконных схемах грозит банкам серьезными репутационными потерями», — рассуждает юрист. Такую же причину усиления комплаенса называет и Слан. «Банки стремятся снизить свои риски и в рамках комплаенс-процедур тщательно проверяют клиентские операции на предмет возможных санкционных рисков и угроз», — добавляет юрист.

В сентябре 2024 года агентство Bloomberg со ссылкой на источники сообщало, что российские банки и компании стали чаще выбирать Казахстан для проведения валютных операций с Китаем. Это произошло, после того как США ввели санкции против Мосбиржи и усилили меры, грозящие вторичными санкциями для иностранных банков, помогающих России обходить ограничения, что в итоге повлияло на сотрудничество российских банков с контрагентами из Китая и Турции. Bloomberg отмечал, что на усиление роли казахстанских банков также указывали возросшие объемы сделок на Казахстанской фондовой бирже (KASE): с июня по август 2024 года среднемесячные объемы торгов тенге на валютном рынке биржи по отношению к китайской и российской валютам выросли более чем вдвое по сравнению с первыми пятью месяцами года, составив 893 млн юаней ($127 млн) и 86 млрд руб. ($925 млн) соответственно.

Казахстан исторически является одним из контрагентов России, но из-за риска вторичных санкций большинство банков, работающих с платежами из России и в Россию, усилили меры контроля и стали более детально проверять документы, рассказали в консалтинговой компании ITSWM: «У банка нет жестких требований к срокам обработки платежей, так как первичная задача банка — получить достаточное и адекватное количество информации касательно каждой транзакции, должным образом осуществить проверку. Таким образом, нагрузка возрастает как на небольшие, так и на крупные банки, так как первые ограничены в ресурсах, а вторые сталкиваются с резким ростом числа транзакций, что требует дополнительного персонала, что не всегда возможно».

По словам Слана, казахстанские банки требуют, чтобы клиенты продемонстрировали наличие бизнес-связей с Казахстаном, к которым могут относиться договоры с местными контрагентами на поставку товаров на территории Казахстана, а также документы, подтверждающие юридический адрес в стране. «Один из наших клиентов столкнулся с тем, что банк запросил дополнительные доказательства его «вовлеченности» в деятельность на территории Казахстана. Когда клиент не смог предоставить необходимые документы, банк приостановил операции по его счету. В другом случае банк отказал в открытии счета из-за того, что клиент занимался поставкой товаров, включенных в санкционные списки. Примечательно, что отказ был основан на санкциях, наложенных не только Европейским союзом или США, но даже Японией», — привел примеры Слан. Он пояснил, что требования к документам и уровень проверки могут различаться от банка к банку.

 
Назад
Сверху