Совокупная дебиторская задолженность по доходам Федеральной налоговой службы (включает в себя долги по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, налоговым санкциям и процентам — как просроченные, так и срочные) увеличилась в два раза и составила 2,37 трлн руб. Такие данные приводит Счетная палата в заключении по результатам проверки исполнения налоговой службой федерального бюджета на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов (РБК ознакомился с документом).
Просроченная задолженность налогоплательщиков перед ФНС выросла в 2023 году в 1,3 раза по сравнению с 2022 годом, до 1,325 трлн руб. Информацию о задолженности аудиторы приводят со ссылкой на сводную отчетность ФНС за 2023 год.
Последние опубликованные в открытом доступе данные о задолженности налогоплательщиков перед ФНС датируются концом 2022 года. Тогда совокупный размер задолженности оценивался в 1,3 трлн руб., а общий размер недоимки в 1,027 трлн руб.
Значения показателей, приведенные Счетной палатой, связаны с изменениями в методологии формирования бюджетной отчетности и в значительной степени носят технический характер, заявили РБК в ФНС. В действительности платежная дисциплина выросла в 1,5 раза, а общее число должников сократилось в 1,7 раза, подчеркнули в службе.
В общей сложности в консолидированный бюджет в 2023 году поступило 36,183 трлн руб. администрируемых ФНС доходов, что на 8% больше, чем в 2022 году. Таким образом просроченная задолженность составляла 3,6% от общей суммы собранных налогов.
Значительный рост совокупной дебиторской задолженности ФНС обусловлен в основном техническим нововведением, а именно, отражением с 1 января 2023 года в ее составе страховых взносов на обязательное социальное страхование, указывает Счетная палата. На конец 2023 года дебиторская задолженность по данному виду доходов составила 644,1 млрд рублей, или более 27% общей суммы, уточняют аудиторы.
Кроме того, произошло техническое изменение в учете сумм начисленных пеней и увеличение их размера под влиянием ужесточения денежно-кредитной политики — из-за этого размер дебиторской задолженности вырос еще на 88 млрд руб., пояснили в ФНС.
По данным Счетной палаты, среди отдельно взятых налоговых долгов наибольший прирост дебиторской задолженности в 2023 году произошел по налогу на прибыль организаций — она увеличилась в 3,3 раза, или на 117 млрд руб. В то же время просроченный долг по налогу на прибыль прирос менее значительно — на 12%, или на 2,4 млрд руб.
Второй по величине рост задолженности продемонстрировал налог на добавленную стоимость (НДС) — на 27%, или на 116,7 млрд руб. Просроченная задолженность по НДС увеличилась на 18%, или на 71,4 млрд руб.
Как уточняет Счетная палата, в отчетности ФНС о просроченной задолженности в разрезе дебиторов с задолженностью свыше 500 млн руб. по НДС отражена информация в отношении 63 налогоплательщиков, общая сумма просроченной задолженности которых составляет 85,5 млрд руб. В том числе 30% суммы прироста приходится на задолженность, образованную в 2023 году 31 налогоплательщиком на общую сумму 35,2 млрд руб.
«В отношении налогоплательщиков-должников налоговыми органами применяются меры принудительного взыскания, определенные Налоговым кодексом», — уточняет Счетная палата.
Налог на прибыль и НДС в совокупности дают примерно половину всех доходов ФНС. Как следует из статистики ведомства за 2023 год, 27% налоговых доходов консолидированного бюджета России пришлось на налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), 22% — на налог на прибыль, 20% — на НДС, 18% — на НДФЛ. Еще 13% составили доходы от других налогов.
Данные по задолженности перед ФНС по НДФЛ, НДПИ и другим налогам в заключении Счетной палаты не приводятся.
Наличие налоговых долгов перед ФНС связано в основном с неисполнением налогоплательщиками обязательств по уведомлениям, указано в заключении Счетной палаты. Аудиторы поясняют, что с 2023 года изменился порядок налогового администрирования — учет обязательств производится в сроки уплаты на основании уведомлений об исчисленных суммах вместо деклараций по итогам завершения отчетного периода. Переход на уведомления произошел в связи с введением единого налогового счета (ЕНС), указывает председатель московской городской арбитражной и налоговой коллегии адвокатов «Люди дела» Борис Федосимов.
С введением ЕНС показателем наличия дебиторской задолженности по платежам служит отрицательное сальдо ЕНС, которое формируется в автоматическом режиме с учетом поступающих в ФНС сведений о начислениях и уплатах, уточняет руководитель налоговой практики адвокатского бюро «Деловой фарватер» Оксана Родионова.
Представление уведомлений повлекло за собой более ранний учет обязанности у налогоплательщиков, пояснили в ФНС. «Так, например, до 2023 года налоговыми органами учет неисполненной обязанности по НДФЛ у налоговых агентов осуществлялся по итогам представления налоговой декларации за отчетный квартал, а, начиная с 2023 года, учет осуществляется уже помесячно на основании представленных уведомлений», — указали там.
Такой механизм позволяет обеспечить своевременное зачисление денежных средств в бюджетную систему, но при этом он увеличил значение дебиторской задолженности по таким налогам за 2023 год на 29,7 млрд руб., констатировали в ФНС.
Кроме того, рост задолженности по налогам Счетная палата объясняет неуплатой доначислений по результатам контрольных мероприятий, а также изменением сроков уплаты налогов и «наличием задолженности с ненаступившими сроками уплаты». В ФНС пояснили, что речь идет, например, о предстоящих платежах, не вступивших в силу начислениях и отсроченных/рассроченных суммах налогов.
«Эти суммы не являются задолженностью для налогоплательщиков, так как сроки их уплаты не наступили, но по правилам бюджетного учета учитываются в статистике как дебиторская задолженность. В дальнейшем в подавляющей части они гасятся по срокам уплаты», — заявили в ФНС.
Вклад таких платежей в дебиторскую задолженность оценивается налоговой в 705,6 млрд руб., в том числе по отсрочке по уплате страховых взносов за второй и третий кварталы 2022 года — в 264,2 млрд руб., за счет роста авансов по налогу на прибыль — на 142 млрд руб., перенос сроков уплаты утилизационного сбора за четвертый квартал 2023 года — на 97,7 млрд руб.
Объективный показатель задолженности, которой в силу Налогового кодекса признается не уплаченная в срок сумма налогов, учитывается в «иных отчетных формах управленческой отчетности ФНС», констатировали в службе. «По их данным, по итогам 2023 года размер долга в номинальном выражении увеличился на 9,9%», — заявили в ведомстве.
В то же время в 2023 году в 1,5 раза реже по сравнению с предыдущими периодами не уплачивались суммы налоговых начислений, а показатель debt-to-income — международный показатель, рассчитываемый как отношение долга к поступлениям снизился за год на 0,3 п.п., до 5,8%, и продолжил снижение в первой половине 2024 года. «Один процентный пункт показателя debt-to-income соответствует на настоящее время 535,34 млрд руб. задолженности», — отметили в ФНС.
Федосимов видит еще несколько факторов роста просроченной задолженности по налогам. В частности, он указывает на эффект от усиления инфляции и повышения ключевой ставки, в результате чего «экономическая активность стала падать, как и платежная дисциплина». Также, по его словам, выросло количество компаний, которые или уже стали банкротами, или оказались в предбанкротном состоянии. «В такой ситуации неуплата налога — это беззалоговая форма кредитования со стороны государства», — говорит эксперт.
В результате изменений налоговой системы, принятых недавно, в 2025 году «следует ожидать еще больших значений начисленных, но неуплаченных налогов», прогнозирует он.
По данным Счетной палаты, за 2023 год количество дел о банкротстве, в которых ФНС обеспечивает представление интересов государства, увеличилось на 21%, составив 365,8 тыс. (34,7 тыс. в отношении организаций и 331,1 тыс. в отношении физических лиц). Общая сумма задолженности по налоговым платежам и страховым взносам должников, находящихся в процедурах банкротства, по состоянию на 1 января 2024 года составляла 1,1 трлн руб. (рост за год на 5%).
Количество выездных налоговых проверок продолжает сокращаться, при этом их результативность и средняя сумма доначислений растет, говорит партнер МЭФ Legal Александр Ерасов. По его словам, налоговые органы перед началом проверки «все лучше прицеливаются и выходят туда, где видят хороший потенциал для доначислений». В результате для многих компаний претензии по итогам налоговых проверок становятся неподъемными, поскольку проверяется сразу несколько налоговых периодов, нарушения в течение которых суммируются и составляют внушительную сумму, рассуждает эксперт.
«На практике мы видим увеличение контроля со стороны налоговых органов за собираемостью налогов. В частности, если компания не может расплатиться со своими долгами, налоговые органы все чаще пробуют взыскать их с контролирующих лиц, привлекая их к субсидиарной ответственности», — добавляет он.
Рост налоговой задолженности так или иначе проистекают из усиления налогового контроля, солидарен юрист практики «Налоговые споры» компании «Лемчик, Крупский и партнеры» Данил Садовский. «Долг по результатам налоговой проверки может сохраняться годами, пока налогоплательщик оспаривает его в вышестоящих налоговых органах и судах. Увеличились и случаи банкротства, поскольку в текущих реалиях бизнес зачастую не может уплатить огромные доначисления, при этом средний уровень взыскания налогов при банкротстве невысок», — говорит он.
Просроченная задолженность налогоплательщиков перед ФНС выросла в 2023 году в 1,3 раза по сравнению с 2022 годом, до 1,325 трлн руб. Информацию о задолженности аудиторы приводят со ссылкой на сводную отчетность ФНС за 2023 год.
Последние опубликованные в открытом доступе данные о задолженности налогоплательщиков перед ФНС датируются концом 2022 года. Тогда совокупный размер задолженности оценивался в 1,3 трлн руб., а общий размер недоимки в 1,027 трлн руб.
Значения показателей, приведенные Счетной палатой, связаны с изменениями в методологии формирования бюджетной отчетности и в значительной степени носят технический характер, заявили РБК в ФНС. В действительности платежная дисциплина выросла в 1,5 раза, а общее число должников сократилось в 1,7 раза, подчеркнули в службе.
В общей сложности в консолидированный бюджет в 2023 году поступило 36,183 трлн руб. администрируемых ФНС доходов, что на 8% больше, чем в 2022 году. Таким образом просроченная задолженность составляла 3,6% от общей суммы собранных налогов.
Значительный рост совокупной дебиторской задолженности ФНС обусловлен в основном техническим нововведением, а именно, отражением с 1 января 2023 года в ее составе страховых взносов на обязательное социальное страхование, указывает Счетная палата. На конец 2023 года дебиторская задолженность по данному виду доходов составила 644,1 млрд рублей, или более 27% общей суммы, уточняют аудиторы.
Кроме того, произошло техническое изменение в учете сумм начисленных пеней и увеличение их размера под влиянием ужесточения денежно-кредитной политики — из-за этого размер дебиторской задолженности вырос еще на 88 млрд руб., пояснили в ФНС.
По данным Счетной палаты, среди отдельно взятых налоговых долгов наибольший прирост дебиторской задолженности в 2023 году произошел по налогу на прибыль организаций — она увеличилась в 3,3 раза, или на 117 млрд руб. В то же время просроченный долг по налогу на прибыль прирос менее значительно — на 12%, или на 2,4 млрд руб.
Второй по величине рост задолженности продемонстрировал налог на добавленную стоимость (НДС) — на 27%, или на 116,7 млрд руб. Просроченная задолженность по НДС увеличилась на 18%, или на 71,4 млрд руб.
Как уточняет Счетная палата, в отчетности ФНС о просроченной задолженности в разрезе дебиторов с задолженностью свыше 500 млн руб. по НДС отражена информация в отношении 63 налогоплательщиков, общая сумма просроченной задолженности которых составляет 85,5 млрд руб. В том числе 30% суммы прироста приходится на задолженность, образованную в 2023 году 31 налогоплательщиком на общую сумму 35,2 млрд руб.
«В отношении налогоплательщиков-должников налоговыми органами применяются меры принудительного взыскания, определенные Налоговым кодексом», — уточняет Счетная палата.
Налог на прибыль и НДС в совокупности дают примерно половину всех доходов ФНС. Как следует из статистики ведомства за 2023 год, 27% налоговых доходов консолидированного бюджета России пришлось на налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), 22% — на налог на прибыль, 20% — на НДС, 18% — на НДФЛ. Еще 13% составили доходы от других налогов.
Данные по задолженности перед ФНС по НДФЛ, НДПИ и другим налогам в заключении Счетной палаты не приводятся.
Наличие налоговых долгов перед ФНС связано в основном с неисполнением налогоплательщиками обязательств по уведомлениям, указано в заключении Счетной палаты. Аудиторы поясняют, что с 2023 года изменился порядок налогового администрирования — учет обязательств производится в сроки уплаты на основании уведомлений об исчисленных суммах вместо деклараций по итогам завершения отчетного периода. Переход на уведомления произошел в связи с введением единого налогового счета (ЕНС), указывает председатель московской городской арбитражной и налоговой коллегии адвокатов «Люди дела» Борис Федосимов.
С введением ЕНС показателем наличия дебиторской задолженности по платежам служит отрицательное сальдо ЕНС, которое формируется в автоматическом режиме с учетом поступающих в ФНС сведений о начислениях и уплатах, уточняет руководитель налоговой практики адвокатского бюро «Деловой фарватер» Оксана Родионова.
Представление уведомлений повлекло за собой более ранний учет обязанности у налогоплательщиков, пояснили в ФНС. «Так, например, до 2023 года налоговыми органами учет неисполненной обязанности по НДФЛ у налоговых агентов осуществлялся по итогам представления налоговой декларации за отчетный квартал, а, начиная с 2023 года, учет осуществляется уже помесячно на основании представленных уведомлений», — указали там.
Такой механизм позволяет обеспечить своевременное зачисление денежных средств в бюджетную систему, но при этом он увеличил значение дебиторской задолженности по таким налогам за 2023 год на 29,7 млрд руб., констатировали в ФНС.
Кроме того, рост задолженности по налогам Счетная палата объясняет неуплатой доначислений по результатам контрольных мероприятий, а также изменением сроков уплаты налогов и «наличием задолженности с ненаступившими сроками уплаты». В ФНС пояснили, что речь идет, например, о предстоящих платежах, не вступивших в силу начислениях и отсроченных/рассроченных суммах налогов.
«Эти суммы не являются задолженностью для налогоплательщиков, так как сроки их уплаты не наступили, но по правилам бюджетного учета учитываются в статистике как дебиторская задолженность. В дальнейшем в подавляющей части они гасятся по срокам уплаты», — заявили в ФНС.
Вклад таких платежей в дебиторскую задолженность оценивается налоговой в 705,6 млрд руб., в том числе по отсрочке по уплате страховых взносов за второй и третий кварталы 2022 года — в 264,2 млрд руб., за счет роста авансов по налогу на прибыль — на 142 млрд руб., перенос сроков уплаты утилизационного сбора за четвертый квартал 2023 года — на 97,7 млрд руб.
Объективный показатель задолженности, которой в силу Налогового кодекса признается не уплаченная в срок сумма налогов, учитывается в «иных отчетных формах управленческой отчетности ФНС», констатировали в службе. «По их данным, по итогам 2023 года размер долга в номинальном выражении увеличился на 9,9%», — заявили в ведомстве.
В то же время в 2023 году в 1,5 раза реже по сравнению с предыдущими периодами не уплачивались суммы налоговых начислений, а показатель debt-to-income — международный показатель, рассчитываемый как отношение долга к поступлениям снизился за год на 0,3 п.п., до 5,8%, и продолжил снижение в первой половине 2024 года. «Один процентный пункт показателя debt-to-income соответствует на настоящее время 535,34 млрд руб. задолженности», — отметили в ФНС.
Федосимов видит еще несколько факторов роста просроченной задолженности по налогам. В частности, он указывает на эффект от усиления инфляции и повышения ключевой ставки, в результате чего «экономическая активность стала падать, как и платежная дисциплина». Также, по его словам, выросло количество компаний, которые или уже стали банкротами, или оказались в предбанкротном состоянии. «В такой ситуации неуплата налога — это беззалоговая форма кредитования со стороны государства», — говорит эксперт.
В результате изменений налоговой системы, принятых недавно, в 2025 году «следует ожидать еще больших значений начисленных, но неуплаченных налогов», прогнозирует он.
По данным Счетной палаты, за 2023 год количество дел о банкротстве, в которых ФНС обеспечивает представление интересов государства, увеличилось на 21%, составив 365,8 тыс. (34,7 тыс. в отношении организаций и 331,1 тыс. в отношении физических лиц). Общая сумма задолженности по налоговым платежам и страховым взносам должников, находящихся в процедурах банкротства, по состоянию на 1 января 2024 года составляла 1,1 трлн руб. (рост за год на 5%).
Количество выездных налоговых проверок продолжает сокращаться, при этом их результативность и средняя сумма доначислений растет, говорит партнер МЭФ Legal Александр Ерасов. По его словам, налоговые органы перед началом проверки «все лучше прицеливаются и выходят туда, где видят хороший потенциал для доначислений». В результате для многих компаний претензии по итогам налоговых проверок становятся неподъемными, поскольку проверяется сразу несколько налоговых периодов, нарушения в течение которых суммируются и составляют внушительную сумму, рассуждает эксперт.
«На практике мы видим увеличение контроля со стороны налоговых органов за собираемостью налогов. В частности, если компания не может расплатиться со своими долгами, налоговые органы все чаще пробуют взыскать их с контролирующих лиц, привлекая их к субсидиарной ответственности», — добавляет он.
Рост налоговой задолженности так или иначе проистекают из усиления налогового контроля, солидарен юрист практики «Налоговые споры» компании «Лемчик, Крупский и партнеры» Данил Садовский. «Долг по результатам налоговой проверки может сохраняться годами, пока налогоплательщик оспаривает его в вышестоящих налоговых органах и судах. Увеличились и случаи банкротства, поскольку в текущих реалиях бизнес зачастую не может уплатить огромные доначисления, при этом средний уровень взыскания налогов при банкротстве невысок», — говорит он.