РБК Аналитики предсказали пятое подряд повышение ключевой ставки ЦБ

Совет директоров Банка России на заседании 15 декабря снова повысит ключевую ставку, считают большинство участников консенсус-прогноза РБК — аналитиков крупнейших банков и инвестиционных компаний.

22 из 31 эксперта полагают, что ЦБ повысит ставку на 100 базисных пунктов, то есть с текущих 15 до 16% годовых. Еще четверо считают, что регулятор выберет шаг в 200 б.п. и увеличит ставку до 17% годовых. Двое участников опроса допускают, что ставка вырастет только на 50 б.п. — до 15,5%, еще трое считают, что ключевая ставка останется неизменной.

Если прогнозы большинства экспертов окажутся верными, декабрьское повышение станет пятым подряд в текущем цикле ужесточения политики. Банк России начал повышать ставку в июле 2023 года в ответ на ускорение инфляции. Менее чем за пять месяцев в рамках плановых и внеплановых заседаний совета директоров ЦБ ставка выросла вдвое — с 7,5 до 15%.

«Текущие темпы роста цен перестали увеличиваться, однако значимого их снижения пока не произошло. Рост устойчивых компонентов цен товаров и услуг, составляющих потребительскую корзину, существенно превышает 4% в пересчете на год и скорее увеличивается, чем замедляется», — описал ЦБ ситуацию с инфляцией в бюллетене «О чем говорят тренды».

По итогам октября годовая инфляция ускорилась до 6,69%, а в ноябре она составила 7,5%, что совпадает с верхней границей прогноза Банка России, который ожидает, что по итогам года цены вырастут на 7–7,5%. Цели в 4% инфляции можно достичь уже в 2024 году, считает регулятор. Аналитики, которых опрашивает ЦБ, настроены более пессимистично: по их прогнозу, по итогам 2023 года инфляция составит 7,6%, в 2024-м — 5,1%, а к цели в 4% она придет только в 2025 году. В частности, по оценке аналитиков ВТБ, прогноз по инфляции в 4–4,5% на конец 2024 года математически достижим при падении инфляции во втором, третьем и четвертом кварталах следующего года до уровня 2%, писал в колонке для РБК первый зампред банка Дмитрий Пьянов, делая вывод, что прогноз с большой вероятностью будет пересмотрен.

Одновременно остаются высокими потребительские настроения, поддерживаемые повышенными инфляционными ожиданиями, отмечали в Банке России. В ноябре инфляционные ожидания повысились на 1 п.п. — до 12,2%, что является максимумом с февраля 2023 года, следует из данных опроса «инФОМ», который проводится по заказу ЦБ. Наблюдаемая населением инфляция также выросла на 1,2 п.п., до 15,1%. Повышение инфляционных ожиданий сопровождалось заметным ростом склонности населения к потреблению, следует из данных этого же опроса. Доля участников исследования, предпочитающих тратить свободные деньги на покупку дорогостоящих товаров, а не откладывать их, выросла на 5,2 п.п., до 30,6%, а доля предпочитающих сберегать снизилась на 4 п.п., до 51%.

Ценовые ожидания предприятий на три месяца вперед, наоборот, снизились впервые за пять месяцев, но остались вблизи максимальных значений с апреля 2022 года, указывал ЦБ в мониторинге. Ожидаемый бизнесом темп прироста цен в ближайшие три месяца в ноябре составил 6,1 против 5,9% в октябре, «что заметно выше, чем цель по инфляции», констатировал регулятор.

Сигнал регулятора по итогам прошлого заседания совета директоров зампред ЦБ Алексей Заботкин оценил как нейтральный. Он отмечал, что, исходя из имеющейся у ЦБ на тот момент информации, «меньше оснований полагать, что на следующем заседании произойдет очередное повышение, по сравнению с тем, как мы думали в сентябре про октябрь». В сообщении ЦБ при этом было указано, что предполагается более «продолжительный период поддержания жестких денежно-кредитных условий в экономике» для возвращения инфляции к 4% в 2024 году.

Опубликованные данные по инфляции, скорее всего, убедят Банк России в том, что жесткости денежно-кредитной политики недостаточно, полагает старший стратег по долговому рынку SberCIB Игорь Рапохин. Кроме того, кредитование хоть и замедлилось, но не достигло темпов, которых хочет добиться ЦБ, — прироста на 5–10% в год, добавляет эксперт. Из-за этого усиливаются риски, что по итогам года инфляция выйдет за верхнюю границу прогноза ЦБ в 7,5%, говорит он. «Большее беспокойство регулятора могут вызвать внешние условия, поскольку мировые цены на нефть опустились до пятимесячных минимумов», — отмечает Рапохин. Он ждет повышения ставки до 16% — оно «не станет неожиданностью для рынка, но окажет поддержку рублю».

В пересчете на год сезонно скорректированный темп роста цен в последние три месяца превышает 11%, что почти втрое больше целевых ориентиров Банка России, добавляет главный экономист Bloomberg Economics по России и Центральной и Восточной Европе Александр Исаков. Экономическая активность и спрос, очевидно, перегреты ростом кредита, продолжает эксперт. Одновременно с повышением ставки до 16% ЦБ даст жесткий сигнал рынку о том, что не планирует снижать ключевую ставку в следующие три—пять месяцев, полагает Исаков.

Существенного замедления текущих темпов инфляции не произошло, инфляционные ожидания населения в ноябре заметно повысились, напряженность на рынке труда не ослабевает, динамика кредитования и внутреннего спроса остается слишком высокой, хотя рост ипотеки и потребкредитования замедлился, также обращает внимание руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая, которая ждет повышения ставки до 16%. «Одним из дезинфляционных факторов могло бы стать укрепление курса рубля с середины октября, однако сейчас рубль снова перешел к ослаблению на фоне дешевеющей нефти», — отмечает она.

В пользу повышения ставки выступает и сезонный фактор, добавляет начальник аналитического отдела инвесткомпании «Риком-Траст» Олег Абелев. В конце года традиционно растут госрасходы, увеличивается приток валюты, заканчивается налоговый период, перечисляет эксперт: «Все эти три фактора будут увеличивать рост инфляции и инфляционных ожиданий». Абелев полагает, что ЦБ может повысить ставку на 100 или 150 б.п.

Ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова считает, что ЦБ может повысить ставку до 16–17%, ужесточения до 17% ожидают финансовый директор Экспобанка Эрнст Беккер и главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. «Судя по данным Росстата, предыдущие повышения ставок не смогли в достаточной степени затормозить рост внутреннего спроса и имели ограниченный по времени эффект на состояние экономики», — объясняет Беккер. Если на декабрьском заседании ЦБ повысит ставку меньше чем на 100 б.п., то в феврале 2024 года регулятор проведет еще один раунд ужесточения, считает эксперт. Повышение же ставки сразу на 200 б.п. будет означать паузу в ужесточении, полагает Беккер.

«Рост цен в рознице по-прежнему продолжается, несмотря на то что процентная ставка уже сегодня находится на достаточно высоком уровне 15% годовых. Цены на нефть падают уже седьмую неделю, и если падение затянется, оно может начать оказывать негативное воздействие на курс рубля, а резкое ослабление рубля может стать также одним из проинфляционных факторов», — добавляет Мильчакова.

Повышения до 17% не исключает и старший аналитик УК «Первая» Владислав Данилов. Но этот вариант менее вероятен, чем рост ставки до 16%, оговаривается он: «В недавнем времени были приняты меры, которые при прочих равных будут способствовать более низкой инфляции в следующем году. Так, ЦБ дополнительно ужесточил требования для банков по выдаче потребительских кредитов с начала 2024 года, а также объявил о зеркалировании на валютном рынке использования средств ФНБ для финансирования дефицита федерального бюджета».

Сохранение ставки на уровне 15% прогнозирует кредитный аналитик «Тинькофф Инвестиции» Михаил Иванов: «Регулятору нет необходимости больше повышать ключевую ставку, поскольку она влияет на экономику с лагом. А текущие темпы инфляции уже показывают признаки замедления. Сезонно сглаженная динамика инфляции в пересчете на год в октябре замедлилась до 9,5 с 14,5% в сентябре». Кредитование уже показывает признаки замедления, а по итогам октября—декабря может показать существенный спад за счет повышения первоначального взноса по льготной ипотеке с 15 до 20%, ужесточения макропруденциального регулирования и существенного роста ставок.

Директор группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Дмитрий Куликов считает, что вероятность сохранения ставки в 15% выше ее повышения: «С одной стороны, тревожно, что инфляционные ожидания на следующий год в целом выше прогноза Банка России и в последнее время скорее росли как у аналитиков, так и у населения и предприятий. С другой стороны, надо понимать, что в ожиданиях есть заметная назад смотрящая компонента — они могут запаздывать в учете уже принятых мер и оперативной статистики».

Возможен и промежуточный вариант — повышение ключевой ставки на меньший шаг — например, 50 б.п., допускает Беленькая. «При приближении ставки к вероятному пику центробанки стараются сокращать шаг изменения, чтобы более аккуратно оценить последствия предыдущих повышений», — объясняет она. О повышении ставки на 50 б.п. говорит и директор департамента корпоративных финансов инвестиционной компании «ИВА Партнерс» Артем Тузов. С помощью такого шага ЦБ зафиксирует результат, достигнутый предыдущими раундами ужесточения, заключает он.

 
Назад
Сверху